История создания балета «Щелкунчик»

Более 125-ти лет назад Петр Чайковский написал музыку к балету, вдохновленному сказкой Эрнста Гофмана «Щелкунчик». Все это время и по сей день представление с аншлагом принимается публикой на театральной сцене. Музыка великого композитора знакома каждому, ведь его мелодии встречаются во многих фильмах и театральных постановках. А сам балет является неувядающей классикой. Поэтому многим людям особенно любопытно узнать, какая история создания у балета «Щелкунчик»?

По какому сюжету балет?

В 1816 году на свет родилось произведение, которое легло в основу балета “Щелкунчик и Мышиный король”. Гофман написал рождественскую сказку о приключениях девочки, попавшей в волшебную страну Мышиного короля и заколдованного принца Щелкунчика. Мэри помогла своему храброму другу победить Мышиного короля и его войско, а также снять заклятие, из-за которого принц приобрел облик Щелкунчика. Однако мало кто знает, что балет ставится не по оригиналу Гофмана, а по вольному французскому переводу Дюма-отца.

Гофман и Дюма

Гофман и Дюма

В 1844 году Александр Дюма пересказал эту сказку в своей манере. Именно искаженная история Дюма была сценарием к балету. Что изменилось? Атмосфера и манера повествования стали более легкими и сказочными, жестокие подробности потеряли остроту. Также изменился смысл: у Дюма именно любовь Мэри к Щелкунчику, у которого появились имя и своя земная история, помогла снять заклятие. Это существенно упростило мысль Гофмана, как и остроумные комментарии рассказчика, в образе которого предстал Дюма. 

Известно, что сам Чайковский не был в восторге от упрощения сказки Гофмана, ведь был знаком с оригиналом и хотел сохранить серьезность произведения. Он видел, что это вовсе не детская история. Поэтому постарался добавить драматизма хотя бы в музыку, чтобы создать более подходящую атмосферу для зрителя. Как видите, история балета «Щелкунчик» не так уж проста.

Кто, когда и как создал балет «Щелкунчик»?

В 1890 году Петр Ильич Чайковский получает заказ от императорской дирекции театров на создание балета. Для этого заказа композитору нужно было создать балет из двух актов. Второй акт состоял из разных танцев, которые должны были сопровождаться симфонической музыкой, что привело к небольшим трудностям во время подготовки к постановке. Были и другие препятствия: Чайковский был обижен, что его детище «Пиковая дама» было снято с репертуара раньше, чем он планировал. Он считал, что его творчество мало ценят. Но дирекция театров заверила его в обратном. И композитор все-таки приступил к работе, надеясь успеть до гастрольного тура по США.

Мариус Петипа и Петр Чайковский

Мариус Петипа и Петр Чайковский

Работу над балетом Чайковский начал с великим балетмейстером Мариусом Петипа. Он был французом, немецкого языка не знал, поэтому изначально обратился к трактовке Дюма. По ней Петипа составил либретто, этим и объясняется сказочная и «сглаженная» атмосфера на сцене. Дюма четко разделил реальный и фантастический миры. То же разделение самое мы видим в балете.

Подготовка и процесс создания балета «Щелкунчик» проходил непросто. Петипа сильно заболел, его пришлось заменить. Новым хореографом стал Лев Иванов. Лев сработался с композитором и внес много нового в сценарий. Все это сильно повлияло на работу, из-за этого композитор перенес премьеру на год. 

Два года Чайковский работал над этим балетом. К февралю 1892 года работа, наконец, была завершена. Самим оркестром дирижировал Петр Ильич. 

Реакция публики

18 декабря 1892 года в Петербурге прошла премьера «Щелкунчик». Но такого успеха, которого ожидали, не случилось. В постановке приняли участие ученики императорской труппы. Премьерная постановка содержала два акта и три картины. 

иллюстрация к балету Щелкунчик

иллюстрация к балету Щелкунчик

Критики говорили, что музыка была сложнее самой постановки. Отзывы были не однозначно негативными, а спорными, полными недоумения. Не все были готовы принять результат, ведь книгу люди невольно сопоставляли с представлением по ней, а такое сравнение редко позволяет сделать позитивные выводы. «Книга лучше, книга глубже» — скажет любой читатель и по-своему будет прав. Несмотря на такую реакцию, балет оставили на сцене.

Судьба балета

Еще около 30-ти лет балет ставился в Мариинском театре. За это время он стал любимцем публики. Люди поняли постановку и полюбили ее. С возрастом она набирала все больше зрительских симпатий. В 1919 Александр Горский пробовал перенести балет в новаторском стиле на сцену Большого театра, но обновленная версия полюбившейся постановки не понравилась критикам и зрителям, а после и вовсе ушла со сцены. 

Хореограф Федор Лопухов в 1923 года снова поставил балет в Петербурге, в авангардном стиле, что тоже не привело его к успеху. Классический «Щелкунчик» уверенно лидировал, а все новшества казались лишними.

балет Щелкунчик

балет Щелкунчик

В 1934 новая вариация “Щелкунчика” под руководством Василия Вайнонина представляла собой балет для юного поколения. Главной героиней этой постановки стала актриса Галина Уланова. После этой постановки “Щелкунчик” отправился в Лондон с Николаем Сергеевым. И уже к 1954 году балет добрался со своими показами до Америки и дебютировал в Нью-Йорке. В основе Нью-Йорской постановки была вариация, больше приближенная к оригиналу Чайковского. 

В 1966 году хореограф Юрий Григорович написал либретто,приближенное к первоисточнику. Этот балет был показан в Большом театре. Во всех уголках мира полюбилась сказка о Щелкунчике, которую и по сей день ставят под рождество. 

Автор: Кристина Дрожжина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *