История создания храма Святой Софии

Самая, пожалуй, многочисленная по количеству приверженцев (примерно 2,4 миллиарда)  и по распространенности (хотя бы 1 община есть в каждой стране мира) религия – это христианство. Основные его течения – католицизм, протестантизм и православие. Зародилась эта религия в Палестине в первой половине I века, а впервые утверждена как государственная в Великой Армении, в 301 году нашей эры. В Римской же империи христианство стало обретать статус государственной религии примерно в 313 году при императоре Константине I. Впоследствии христианство стало распространяться по всей Европе, и уже в Средневековье религия стала занимать центральное место в жизни людей – церковь имела огромную власть над простыми людьми и оказывала значительное, порой определяющее влияние на светскую власть. В настоящее же время религия не занимает такого места в жизни людей, как раньше, однако в мире по-прежнему довольно-таки много людей, придерживающихся какой-либо веры. Но даже если Вы не из их числа, сложно пройти мимо выдающихся достижений зодчества, которые представляют ту или иную конфессию. История создания храма Святой Софии расскажет Вам о появлении одного из самых примечательных памятников архитектуры.

Развитие православной архитектуры

Изначально собрания первых христиан проводились в специальных помещениях, изолированных от внешнего мира. Позднее такие места были переоборудованы в первые церкви, однако они все еще мало чем походили на современные. Во времена гонений со стороны римских императоров собрания христиан проводились тайно, в заброшенных шахтах, каменоломнях и т.д. После легализации религии на территории Римской империи началось строительство храмов, древнейшим из которых является Латеранская базилика (319 г). 

рисунки древнего храма

рисунки древнего храма

Дальнейшее формирование и изменение церквей происходило под влиянием сирийского зодчества, стали появляться так же и монастыри. После распада Римской империи православное строительство продолжало меняться вплоть до 1453 года, когда Константинополь был захвачен турками. Русские же зодчие в свою очередь всегда принимали за образец величественный Собор Святой Софии. 

Смысл названия

Святая София — почитаемая мученица, мать Веры, Надежды и Любови. Первое упоминание о них относится к 7 веку нашей эры. Многие исследователи считают, что речь идет не о живых людях, а о воплощенных добродетелях христианства. Для удобства и лучшего понимания их олицетворениями выступили реальные женщины. Ведь проповедники должны были максимально доступно изложить суть учения, а понять на примере проще, чем размышлять об абстрактных образах.

Согласно легенде, дочерей Софии, воспитанных в традициях христианского благочестия, император Андриан пытался склонить к язычеству — поклонению богине Диане. Вере было всего 12 лет, Надежде — 10, а Любови — 9. Но никакие щедрые посулы не смогли переманить девочек на богопротивную сторону. Царь перешел к угрозам и пыткам. Дети и тогда не отреклись от веры. Их истерзанные тела были выданы матери. Она похоронила их по обычаям христианства, а сама умерла через три дня. 

Храм Святой Софии в Константинополе

Храм Святой Софии в Константинополе

Важно понимать, что имена девочек изначально были древнегреческими, их потом перевели на старославянский, когда сказание перекочевало на Русь. Лишь имя Софии не меняли, поэтому оно так быстро прижилось на Руси. Это имя означает «мудрость». Впоследствии в Европе находили даже мощи святой Софии, но эти сообщения стоит воспринимать с долей скепсиса: мода на обнаружение «святых» останков стала методом заработка для многих авантюристов Средневековья.

Судьба храма Святой Софии

Первая церковь на месте современного храма Святой Софии была построена еще при императоре Константине I, в 324 году, а при правителе Констанции II храм, находящийся там, стал называться София. С 360 по 380 год собор принадлежал арианам, представителям одного из ранних течений в христианстве. 

план собора Святой Софии

план собора Святой Софии

Однако в 380 году император Феодосий I передал Собор никенианам (представителям другого христианского течения). К сожалению, первый храм Софии сгорел в 404 году при народном восстании, а отстроенная вновь церковь была снова уничтожена пожаром девять лет спустя. Такая же участь постигла и базилику, построенную при императоре Феодосии II, однако она простояла гораздо больше, по 532 год. Этот храм сгорел при императоре Юстиниане I, во время восстания «Ника», поднятого против правителя. Чтобы искупить убийство 30 тысяч человек при подавлении восстания и выразить величие и красоту империи, царь принял решение построить еще один собор на территории современного Стамбула. 

На постройку храма император не жалел лучших средств и материалов, которые привозились по большей части из-за границы. Были использованы также и уже готовые элементы декора – древние римские и греческие колонны из храмов. Убранство собора было настолько по тем временам роскошное, что складывалось множество легенд об участии небесных сил в создании такого прекрасного строения. Неудивительно, что за церковью с самых первых дней существования закрепилось название «великая». Освещение храма произошло 27 декабря 537 года, осуществлял его константинопольский патриарх Мина. К сожалению, через несколько лет землетрясение разрушило часть собора, не исключая и купол. Его построили заново, однако он был уже не плоским, как раньше, а скорее заостренным. В 989 году купол вновь обвалился от землетрясения, и армянский архитектор Трдат возвел его еще более возвышенным. 

структура храма Святой Софии

структура храма Святой Софии

В 1204 году на собор Святой Софии напали крестоносцы, в результате чего он был разграблен, и почти все ценности, в том числе и Туринская плащаница, в которой по преданию было завернуто тело Христа, были отвезены на запад — во Францию. Православный патриарх был изгнан и заменен на латинского, а сама София стала католическим собором, однако в 1261 году собор вновь стал православным.

Последнее христианское богослужение произошло в соборе Святой Софии в ночь с 28 по 29 мая 1453 года, а в этот же день он был захвачен османами. 30 мая 1453 года храм стал мусульманской мечетью, что потребовало пристроить к нему четыре минарета. После этого до середины XIX века никаких изменений на происходило, а также не было произведено никаких реставраций, и лишь султан Абдул-Меджид I в 1847 году занялся укреплением мечети, которая была под угрозой разрушения от времени.

Современная история храма 

В 1935 году Кемаль Ататюрк, первый президент Турецкой Республики, подписал декрет, согласна которому Собор Святой Софии, он же Айя-София, стал музеем. Миру были вновь представлены фрески и иозаики периода еще Юстиниана, а так же более поздние. После снятия мусульманских молитвенных ковриков открылся великолепный мраморный пол храма.

внутреннее убранство храма

внутреннее убранство храма

Несмотря на все, в 2020 году Госсовет Турции отменил решение 1934 года о превращении Айя-Софии в музей, и решил вернуть ей статус мечети. Это действие повлекло за собой критику от многих организаций, в том числе и от ЮНЕСКО. Всемирный совет церквей призвал турецкие власти пересмотреть свое решение по этому поводу.

Собор Святой Софии существует уже очень продолжительное время, и перенес многие, порой ужасающие события, много раз он менял свое предназначение и название. Однако собор все равно продолжал радовать глаз, душу и сердце посетителей, оставался несравненным архитектурным и историческим памятником, образцом, на который равняли другие постройки долгие годы.

Автор: Ксения Бирюкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *