История создания и развития телевидения

Телевидение представляет собой технологию электросвязи, которая предназначена для передачи изображения движущегося объекта на расстояние. Вместе  с передачей изображения передаётся и звуковой сигнал. Как известно, телевидение является наиболее влиятельным и популярным  среди населения средством  массовой информации. Оно охватывает различные сферы, а именно развлечение, образование, трансляцию новостей, рекламу. Это средство массовой информации играет значительную роль в процессе формирования общественного мнения. Современный мир, нуждающийся в постоянном потоке информации, не представляет свое существование без телевидения. Оно стало важнейшим СМИ благодаря своим особенностям. Среди них можно отметить симультантность (то есть одновременно происходит совершение определённого события и его просмотр зрителем), экранность, глобальность аудитории. Главными средствами выразительности телевидения являются качество звука и изображения, передаваемого на экран. Интересно, что телевидение считают синтетической системой СМИ. Это связано с тем, что в его основе лежит не только техническая составляющая, но также и творческая. Как произошло возникновение телевидения? Какие стадии развития прошло данное СМИ? С какими проблемами столкнулось телевидение в наши дни? Об этом вы узнаете, прочитав наш материал.

Первые шаги 

Выделение селена представляет собой первый шаг в создании телевидения. Данный элемент был открыт шведским химиком Берцелиусом. Учёным была выявлена большая светочувствительность элемента, а также его способность сопротивляться под воздействием света. Позже было установлено важное свойство селена — элемент мог изменять сопротивление в зависимости от количества падающего на него света. 

В 1873 году учёным из Америки У. Смитом было открыто явление внутреннего фотоэффекта. В 1888 году отечественный физик Александр Столетов смог объяснить главные закономерности внешнего фотоэффекта.
Особенности селена нашли практическое применение в 1892 году.
Эти открытия стали существенной основой для возникновения телевидения. 

Следующим значительным шагом к возникновению телевидения стало изобретение немецким техником Паулем Нипковым в 1884 году электрического телескопа. Суть данного изобретения состояла в следующем. В конце линии передаваемое изображение распадалось на электрические сигналы. После этого сигналы соединялись в полное изображение на принимающем конце. В результате появилась возможность передавать телевизионную картинку по радиоканалу.

электрический телескоп

электрический телескоп

Важный прорыв в истории создания телевидения произошёл в 1887 году. Именно в это время немецкий физик Герц сделал гениальное открытие. Ему удалось обнаружить процесс освобождения электронов при помощи специальных веществ в электромагнитном поле. Таким образом, было выявлено явление фотоэффекта. Спустя год Столетов совершил несколько экспериментов, наглядно демонстрирующих данное явление. 

Большая заслуга в создании телевидения принадлежит также и российским изобретателям. Так, отечественный физик Борис Розинг в 1907 году смог объяснить процесс возникновения изображений при помощи электронно-лучевых трубок (они были изобретены физиком из Германии, которого звали Карл Браун). 

В историю создания телевидения вошёл и такой русский учёный, как Владимир Зворыкин. Он прославился в качестве изобретателя эффективной модели телевизионного кинескопа.

Зворыкин и его детище

Зворыкин и его детище

В 1907 году учёным была запатентована первая в мире комбинация, поступающая из механического передатчика в приёмник, которым являлась электронно-лучевая трубка. Спустя четыре года благодаря изобретению Зворыкина состоялась первая в мире передача телевизионного сигнала на расстоянии. 

Кто, когда и как создал телевидение? 

Нельзя однозначно сказать, кто является создателем телевидения, ведь в начале двадцатого столетия несколько людей приложили к этому усилия. 

Механическое телевидение 

Немецкий инженер П. Нипков создал аппарат в 1884 году, который зачастую называют первым телевизором. Принцип устройства заключался в следующем. Основу аппарата составлял диск, с помощью которого изображение преобразовывалось в электрический импульс. На диске было несколько отверстий. Напротив него располагался фотоэлемент, на который падали лучи света, прошедшие сквозь отверстия на диске. «Диск Нипкова» — так стал называться элемент, созданный изобретателем. Его стали применять в первых телевизионных устройствах.

диск Нипкова

диск Нипкова

Возникновение первых экспериментальных телевизионных систем относится к 1920-1930-м годам. В их основе были устройства с механическим сканированием. Ими являлись вращающийся диск с отверстиями и вращающееся зеркало. В начале двадцатого века оглушительную славу обрёл инженер из Шотландии Джон Логи Бэйрд. Им был создан первый в истории экспериментальный механический телевизор. Также заслуга инженера заключается в основании Baird Television Development Company. В 1928 году компанией была установлена первая трансатлантическая телевизионная передача. Благодаря Бэйрду началось практическое внедрение вещательного телевидения для домашних развлечений. 

В создании телевизоров с механическим сканированием также прославился американский изобретатель Чарльз Фрэнсис Дженкинс. Известно, что американцу было предоставлено около четырехсот патентов на созданные им изобретения в сфере кино и телевидения. 

Безусловно, создание механического телевидения является серьёзным шагом к возникновению средства массовой информации. Однако проблема механических телевизоров заключалась в том, что они не могли передавать изображения хорошего качества. В итоге, в конце 1930-х годах началась эра электронного телевидения. 

Электронное телевидение 

Конец 1930-х годов ознаменовал новую эпоху в развитии телевидения, ведь в это время стали применять технологию электронного сканирования. Даже если история телевидения изложена кратко, без этого события никак не обойтись.

Американский изобретатель Фило Тейлор Фарнсворт выяснил, что с помощью электронной технологии процесс сканирования изображений является более оперативным и точным, в отличие от механических инструментов. Когда изобретателю исполнился двадцать один год, он создал полностью электронную телевизионную систему, которая оказалась очень функциональной.

Фило Тейлор Фарнсворт

Фило Тейлор Фарнсворт

Таким образом, возникло первое электронное телевидение, которое было продемонстрировано Тейлором в 1927 году в Сан-Франциско. Принцип устройства заключался в сканировании электронов при помощи пучка. В результате создавалось и отображалось изображение. 

Цветное телевидение 

Известно, что ещё в 1880-х годах возникла идея передачи цветного изображения с помощью трех монохромных изображений. Однако лишь в 1928 году общество познакомилось с первой в истории системой цветного телевидения. Произошло это благодаря Джону Логи Бэйрду. С его помощью история возникновения телевидения вышла на новый этап.

Джон Логи Бэйрд

Джон Логи Бэйрд

Изобретатель, разрабатывая систему цветного телевидения, начал использовать сканирующие диски не только на передающем, но и на приёмной конце, имеющем три спирали отверстий. Каждая спираль имела фильтры основного цвета. В приёмном конце тоже имелось три источника света, а также коммутатор, представляющий собой электрический переключатель. Так началась история развития телевидения.

Вскоре Бэйрд начинает заниматься разработкой электронной однотрубной цветной телевизионной системы, которая стала носить название «Telechrome»
В 1944 году усилиями изобретателя было сделано важное открытие — трехмерное изображение с использованием монохромных сигналов.
Развитие данного проекта прекратилось в связи с внезапной смертью Бэйрда в 1946 году. Подобную концепцию стали развивать другие компании и инженеры. В результате, начиная с середины двадцатого столетия, произошло значительное улучшение яркости и качества изображения. 

Развитие телевидения в России 

История телевидения в России имеет свои особенности. 1930-1960-е гг. — важный этап в истории телевидения в нашей стране. В это время началось регулярное вещание и массовое распространение телевизоров. С этого периода число телеприемников стало составлять более одного миллиона. Началось промышленное производство новых моделей телевизоров (их экран стал превышать тридцать пять сантиметров по диагонали). Сравнительно небольшой диаметр таких приёмников не имел возможности передавать полноценное изображение и панорамные съёмки.
В итоге была разработана партия телевизоров «Янтарь» в ограниченном количестве (диагональ экрана была более 53 сантиметров). В России наблюдалось широкое распространение телецентров. 

В 1939 году произошло важнейшее событие в истории развития советского телевидения. В это время был основан Телевизионный технический центр «Останкино». Таким образом,  в России свою работу начало Федеральное агентство РФ по печати и массовым коммуникациям. «Останкино» с первых дней своего существования начал проводить техническую часть по подготовке и выпуску теле- и радиопередач. Предприятие в своём распоряжение имеет два аппаратно-студийных комплекса (включающий около шестидесяти студий), а также несколько передвижных телестанций. 

строительство Останкино

строительство Останкино

В 1965 году уже насчитывалось около 124 телецентров в разных городах СССР. Стоит отметить, что в этот период телецентры отличались своей автономностью. Дело в том, что вещание определённых телецентров между собой не было синхронизировано. В столице проходила съёмка телепередач на пленку, после чего их пересылали в телецентры, расположенные в других городах. 

Синхронизация телевещания благодаря появлению разветвленной телевизионной сети возникла в середине 1970-х годов. В этот период специалистами были созданы масштабные комплексы технических средств, включающие в себя телевышки и линии электросвязи. 

С середины 1970-х годов телевидение в России стало представлять собой самостоятельный социальный институт, способствующий формированию общественного мнения. История отечественного телевидения неразрывно связана с судьбой СССР. Вещание строго контролировала правящая власть, поэтому все трансляции сохраняли и укрепляли идеологические основы государства. Массовому увлечению телевидением мы обязаны стойкости коммунистических идеалов населения. До сих пор многие люди считают разоблачения советского строя ложными, а в качестве аргумента цитируют любимые передачи тех лет.

Телевидение, получив массовое распространение, стало выступать агитационно-пропагандистским средством не только в России, но и за рубежом. Научное изобретение, разработанное однажды учёными, превратилось в главный орган лидирующей партии. 

Эпоха цифрового телевидения 

В начале 1990-х годах началась эра цифрового телевидения. В начале двадцать первого века переход на «цифру» стал обычным явлением. В основе работы более ранних устройств были аналоговые сигналы, которые передавали аудио и видео. Принцип работы цифрового телевидения основан на передаче изображения при помощи умноженных цифровых сигналов.

переход на цифровое вещание

переход на цифровое вещание

Основными его преимуществами являются высокое качество звука и изображения. Также главным его достоинством стал широчайший диапазон. Как известно, аналоговое телевидение могло предоставить не более шестидесяти каналов, при этом количество каналов цифрового не ограничено. С возникновением ЦТ также была решена проблема возникновения помех при передаче сигнала.

Цифровое телевидение представляет большие возможности для зрителей. Так, например, зритель теперь сам вправе выбрать, какие программы он желает смотреть. 

В настоящее время происходит активное замещение аналогового сигнала цифровым. Однако, несмотря на повсеместное распространение цифры, устаревшее вещание не прекращается в России. Этому есть свои причины. Одной из них является тот факт, что у населения до сих пор сохранилось большое количество аналоговых телевизоров. К тому же они имеют большое преимущество. В случае ухудшения сигнала оно все равно будет работать (даже если на экране появится двойное изображение). Особенность «цифры» заключается в том, что при таком вещании зритель либо видит изображение в хорошем качестве, либо не видит ничего. Такова эпоха цифрового телевидения. 

Развитие телевидения в современной России 

Разработка новых способов съёмки телепередач 

В 2020 году телевизионные проекты столкнулись с очень серьёзной проблемой — отсутствием аудитории в зале в связи с эпидемией. Для зрителей, ведущих и экспертов это стало большим препятствием на пути их профессиональной деятельности. Подобно тому, как актёру трудно играть в пустом зале, так и ведущему тяжело вести программу в пустой студии. Известные журналисты, много лет работающие с аудиторией, оказались в сложной ситуации из-за пандемии. Вынужденные работать в пустой студии,  инфлюенсеры перестали чувствовать атмосферу полноценного съёмочного процесса. Ведь одна из основных задач настоящего журналиста заключается во взаимосвязи и взаимодействии с гостями и экспертами. Социальная дистанция стала соблюдаться не только между зрителями, но и между ведущими, гостями и экспертами. В данной ситуации очень важно было перестроить съемочный процесс так, чтобы телевидение продолжало развиваться в прогрессивном направлении, несмотря на возникшие проблемы и трудности. 

Действительно, первое, с чем столкнулись создатели передач — необходимость изменить расстановку реквизита в зале. Это привело  к увеличению площади съёмочной площадки. 

цифровое телевидение

цифровое телевидение

Вторая проблема, вызванная сложившимися условиями,  заключается в трудности показать двоих людей в кадре. Это стало проблематично по композиционным ограничениям — вследствие социальной дистанции появилось много незаполненного пространства между людьми. Чтобы решить данный вопрос, операторы стали использовать технику монтажа — несколько разных планов в одной итоговой кадровой рамке. В результате, это стало похоже на приложение Microsoft Tims или Zoom. 

Третья проблема, с которой столкнулись организаторы, — отсутствие аплодисментов и живой реакции зрителей. Было добавлено соответствующее звуковое сопровождение.

Телевидение, подстраиваясь под сложившиеся условия, разработало новые технологии съёмочного процесса. Так, например, уникальный подход в решении проблемы отсутствия зрителей в студии проявило руководство российского развлекательного ток-шоу «Сегодня вечером». В мае 2020 года организаторы передачи стали приглашать онлайн-зрителей для участия в съёмках. Во время записи программы зрители сидели перед компьютером, и через платформу ZOOM реагировали на происходящее в студии и аплодировали. 

Некоторые популярные телевизионные передачи не просто отказались от участия зрителей и оставили зал незаполненным, а проявили творческий  подход в данном решении. К примеру, съёмочная группа программы «Андрей Малахов. Прямой эфир» дала возможность попасть на телеэкраны любому телезрителю. Для этого просто нужно отправить фотографию в социальной сети. Распечатанные фотографии зрителей заняли свое место в зале.

Техника телевидения 

Мы рассмотрели принцип работы телевидения на ранних этапах, когда оно только заявило о себе. А как же происходит функционирование телевизионных систем в наше время? Оказывается, чтобы человек увидел на экране телепередачу в готовом виде, необходима была тщательная подготовка программ телевизионного вещания. Это представляет собой сложный и многоплановый процесс. Для того чтобы зритель смог насладиться просмотром любимой передачи, функционирует целый аппаратно-студийный комплекс (АСК). 

аппаратно-студийный комплекс

аппаратно-студийный комплекс

Аппаратно-студийный комплекс представляет собой взаимосвязанные блоки и службы, которые содержат технические средства, обеспечивающие создание и выпуск телевизионных программ. 

Аппаратно-студийный комплекс включает в себя аппаратно-студийные блоки (АСБ) и аппаратно-программные блоки (АПБ). 

Аппаратно-студийный блок включает в себя телевизионные студии, а также режиссерские и технические аппаратные. Главное предназначение АСБ заключается в видеопроизводстве. Именно здесь происходит подготовка передач, которые впоследствии воспроизводятся в записи. 

АСБ включает в себя три основных элемента: 

  1. Студии, в которых расположены камеры, микрофоны, осветительные приборы.
  2. Режиссёрская аппаратная — данное помещение отделяется от студии с помощью смотрового стекла. Здесь расположены пульты звукорежиссера и видеорежиссера. Мониторы, находящиеся на стойках, служат для того, чтобы режиссёр мог наблюдать за работой камер. Режиссёр поддерживает связь с телеведущими, находящимися в студии, при помощи акустического оборудования. При этом звукорежиссер отвечает не только за включение конкретного микрофона. Он также вправе изменять звуковое сопровождение телевизионного изображения. 
  3. Техническая аппаратная — здесь находятся различные приборы усилительно-контрольного оборудования. Среди них можно отметить осциллографы, синхрогенератор ВКУ и так далее. 

Интересно, что в наши дни Останкинский ТТЦ имеет двадцать два аппаратно-студийных блока. 

Не менее важной структурной составляющей аппаратно-студийного комплекса является аппаратно-программный блок. Именно здесь происходит подготовка телепрограмм. Осуществляется это следующим образом. Целая программа формируется уже из ранее записанных передач или их отобранных частей, а также прямых эфиров новостей. До этого момента все передачи должны пройти не только режиссерский контроль и монтаж, но и проверку службой технического контроля. 

аппаратно-студийный комплекс схема

аппаратно-студийный комплекс схема

АПБ включает в себя несколько составных элементов, а именно студию с камерами, микрофоны, осветительное оборудование и так далее. Известно, что в одном телецентре сразу могут функционировать несколько АСБ и несколько АПБ. В связи с этим, существует центральная аппаратная, которая координирует работу всего аппаратно-студийного комплекса. Именно центральная аппаратная отвечает за коммутацию всех передач, а также за их распределение по телевизионным радиостанциям. 

Не секрет, что телецентры довольно  часто обновляют аппаратуру. Так, например, телекомпания НТВ в настоящее время уже использует три цифровых аппаратно-студийных блока и один аппаратно-программный блок. Таким образом, мы рассмотрели, как осуществляется работа телевидения в наши дни. 

Появление коммерческого телевидения 

Ещё одной особенностью развития современного телевидения является процесс его коммерциализации. Его начало произошло в 2006 году. В итоге телевидение разделилось на два типа — государственное и коммерческое.
Основная цель коммерческого телевидения заключается в получении прибыли от трансляции. Это достигается благодаря рекламе. 

В наше стране происходит активное развитие платного телевидения. К нему относят спутниковые трансляции, кабельное телевидения, интернет-вещание.
Стоит отметить, что в настоящее время чисто коммерческое телевидение находится лишь на начальном этапе своего формирования. Такими каналами являются, к примеру, РБК, и «Дождь». Их существование обеспечивается за счёт платной подписки.

Таким образом, мы рассмотрели подробно историю создания и развития телевидения. От механического телевидения до интернет-вещания — такой путь развития прошло одно из главных средств массовой информации. 

Значение телевидения в жизни человека, действительно, огромно. Оно делает нашу жизнь значительно проще, ведь в любой момент мы можем услышать последние новости в мире или просто посмотреть любимый фильм или телепередачу. А с тех пор, как телевидение стало взаимодействовать с Интернетом, оно обрело новые возможности. 

Российское телевидение показало свою эффективность и в тот момент, когда возникли препятствия на пути его развития. Так, например, несмотря на возникшие трудности в условиях пандемии (отсутствие живой реакции зрителей во время съёмки передач и другие), телевидение оперативно нашло способы их преодоления, продолжая свою историю.

Автор: Виктория Комарова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *