В нашем мире существуют сотни, а то и тысячи различных хобби. Это может быть что угодно – от рисования до дайвинга. Иногда увлечения приносят новые знания, иногда они являются еще и источником заработка. Но бывают и такие хобби, которыми занимаются просто, чтобы отдохнуть. К разряду таких можно отнести и компьютерные игры. Правда, они могут помочь и в саморазвитии. Известно, что многие «игрушки» увеличивают скорость реакции, усиливают концентрацию и внимательность, учат работать в команде и достигать успеха. Сегодня этот вид досуга практикует каждый второй. Поэтому особенно интересна история создания компьютерных игр: кто их создал? Зачем? Когда? И как они захватили мир?
Первые попытки создания
Предшественниками привычных нам компьютерных игр являются аркадные автоматы, которые начали свое существование еще с конца далекого XIX века. Поначалу такие устройства были механическими, а с 1930-х годов в них стало использоваться электричество. Параллельно с ними развивались и музыкальные аппараты. И все же все эти устройства очень сильно отличались от современных, и даже от тех, которые принято считать «ретро».
Одним из самых первых игровых автоматов, немного напоминающим современные, является машина для развлечений под названием «Nimatron». Ее изобрел физик Эдвард Кондон в 1940-м году. Имела она внушающие габариты, весила около тонны и занимала почти целую комнату. Играть на этом аппарате можно было в подобие китайской игры ним. Смысл заключается в том, что игрок и компьютер, ходя по очереди, должны были гасить некоторое количество ламп, располагавшихся в четыре столбца по семь штук. Выигрывал тот, кто последним загасит лампу, и почти всегда это оказывалась машина. В 1950 году Аланом Тьюрингом (который разгадал код «Энигма») была написана программа для игры в шахматы, однако для ее реализации на тот момент не было подходящего устройства. О том, как создавали компьютер, мы тоже написали.
Самая первая игра
Кто создал первую компьютерную игру в мире? На самом деле, в середине XX века было создано много игр околокомпьютерного плана, однако какую из них считать по-настоящему первой — судить тяжело. Но многие выделяют как самую первую игру под названием «Bertie the Brain», создана Джозефом Кейтсом в 1950 году. Представлял собой аппарат с этой игрой огромную машину высотой около четырех метров. Сама концепция игры была максимально проста – это всем известные крестики-нолики на разных уровнях сложности. Этот аппарат представляли и на Канадской национальной выставке. И, к сожалению, после выставки эту машину разобрали, так как она больше не была новинкой и потеряла свою ценность.
Хоть «Bertie the Brain» и является первой игрой, но именно к видеоиграм она почти не имеет отношения. Единственно, она послужила немалым толчком в дальнейшем развитии этой индустрии.
Кто и когда создал первую видеоигру? А вот если говорить конкретно о видеоиграх, то первой здесь является «Tennis for Two». Эта игра была разработана Уильямом Хигинботемом, человеком, который занимался также и разработкой одного из самых ужасных творений XX века – ядерной бомбы. Но все же именно он стал впоследствии лидером движения борьбы за нераспространение ядерного оружия.
Первая видеоигра произвела настоящий фурор среду посетителей дня открытых дверей в Букхейвенской национальной лаборатории, в которой и была впервые представлена данная игра. Хигинботем был очень доволен таким успехом своего создания, ведь его основной целью было немного оживить в остальном очень скучное мероприятие. Целью создания видеоигры было только желание развлечь и порадовать людей. Конечно, о графике в то время говорить было бессмысленно, также как и о сложной системе игры, однако люди все равно были очень впечатлены. И хоть спустя не очень продолжительное время об этом аппарате почти все забыли, созданная видеоигра послужила основанием для других, более крупных проектов, что также очень важно.
К сожалению, аппарат с этой видеоигрой постигла такая же участь, как и «Bertie the Brain», его просто разобрали, а детали использовали в других устройствах. Да и сам Хигинботем больше не занимался этим, а полностью настроился на контроль ядерного оружия в мире. История создания компьютерных игр началась, но до нынешнего размаха было еще далеко.
Дальнейшее развитие индустрии
70-е
В начале 1962 года была создана Spacewar! – еще одна видеоигра, которую принято считать одной из первых. Спустя целых десять лет в продажу поступила первая игровая консоль — Magnavox Odyssey. Для нее было выпущено 28 игр. Производилась приставка на протяжении трех лет, а позже создание ее было закрыто из-за финансовых трудностей. В это же время был выпущен первый успешный автомат Pong, на котором можно было поиграть в имитированный настольный теннис. История развития компьютерных игр стартовала с имитации классических игровых процессов и лишь потом обрела самостоятельность.
80-е
Расцвет индустрии компьютерных игр XX века пришелся на 80-е годы. В то время на рынке успешно продавались консоли второго и третьего поколения. Но в 1983 году на мировом рынке случился кризис. Начался он из-за некачественной игры Pac-Man с автоматов на Atari 2600. Разработчики слишком поторопились, пытаясь успеть создать игру к Рождеству, а потому она вышла скучной и довольно примитивной. Этот проект сильно подорвал доходы компании, а потом и рынок в целом. Но, к счастью, этот упадок не означал конец эпохи консолей, ведь уже в следующем году была выпущена новая консоль Famicom, которая отличалась улучшенной графикой и достаточно хорошим звуком. История компьютерных игр продолжилась.
90-е
В 90-е годы на мировом рынке уже были сотни различных приставок, а также и игр на ПК, а некоторые из них вовсе стали трехмерными. И если «золотым временем» приставок были 80-е, то для видеоигр на компьютерах самые лучшие времена наступили именно в этом десятилетии. Появились шутеры от первого лица, пусть и не обладавшие хорошей графикой, но радовавшие людей самой возможностью играть в 3D-пространстве. Появились и стратегии, пользующиеся немалой популярностью у геймеров и до сих пор. История появления компьютерных игр теперь обогатилась новыми легендарными брендами.
21 век
В XXI веке индустрия видеоигр стремительно развивалась и продолжает это делать. В начале столетия на рынке консолей появляются Xbox и PlayStation. В них уже использовались DVD, а картриджи быстро уходили из использования.
В 2005 году появилось седьмое поколений приставок, и состояло оно из все уже известных нам консолей фирм Sony и Microsoft. ПК-игроки тоже не оставались без новинок, за два десятилетия появилось множество видеоигр совершенно разной направленности и жанров. С появлением интернета игры стали более чем доступными, теперь их можно просто покупать в Steam или Origin, а не идти куда-либо за дисками. С течением времени становится все меньше разницы между играми на ПК и консолях, так как многие игры делают для двух этих платформ. В наши дни существует множество игр разной направленности и на смартфоны, в то время как раньше на телефоне можно было поиграть разве что в «змейку». Такова история первых компьютерных игр.
В настоящее время игры все еще являются неотъемлемой частью нашей жизни, а геймеров становится все больше, по некоторым данным их число скоро приблизится к 3 миллиардам.
Киберспорт
Но говоря об истории возникновения компьютерных игр, невозможно не упомянуть киберспорт. Такой вид спорта появился относительно недавно, но в России признан официальным. Примечательно, что именно здесь он был признан впервые. Награды за победу в киберспортивных турнирах порой достигают миллиона долларов. Матчи транслируются в интернете и собирают огромное количество зрителей, порой доходящее до миллиона.
История этого вида спорта началась в 1994 году со времен выпуска игры Doom II, в которую можно было играть через локальную вычислительную сеть. Первые соревнования прошли в 1996 году, а первый чемпионат мира — спустя четыре года, в 2000. К данному спорту допускаются не все игры, к примеру те, в которых случайность преобладает над умением не подойдут. Соревнования проводятся не только на компьютерах, но еще и на консолях, а в некоторых странах, например, в Мексике, консоли даже более популярны, нежели ПК. Тем не менее, в основном люди играют в компьютерные игры для отдыха и развлечения, а киберспорт все еще не так распространен.
Автор: Ксения Бирюкова