История создания метро

«Осторожно, двери закрываются. Следующая станция «Охотный ряд» — такое объявление слышат пассажиры, сидя в вагоне метро на Сокольнической линии. В настоящее время метро представляет собой наиболее удобный и быстрый способ передвижения по городу. Современный метрополитен оснащен комфортабельными поездами. В час пик вагоны перегружены людьми, которые спешат на работу. Вы, наверное, не раз слышали, что Московский метрополитен является одним из самых красивых сооружений в мире. Каждая станция московского метро имеет свое неповторимое оформление. В последнее время были запущены и уникальные поезда. Одни из них похожи на выставку картин в художественной галерее, а другие украшены цитатами отечественных писателей. Московский метрополитен по праву считается гордостью столицы. Но как, когда и где появились первые станции метро? Ответы на эти вопросы вы сможете найти в нашей статье.

Первые упоминания 

Соорудить такой удобный вид транспорта впервые решили англичане. История создания метро началась в Лондоне. В 1863 году была запущена первая линия метро, длина которой составила 3,6 километров. Вначале её эксплуатация происходила на паровой тяге. Однако в 1890 году линию заменили на электрическую.

Идея строительства подземного транспорта появилась не случайно. Так, вначале жители Лондона пользовались гужевым транспортом. Однако в девятнадцатом столетии стало очевидно, что людям очень тесно передвигаться таким способом. 

история метро

история метро

Планировалось, что первая линия подземного транспорта сможет обеспечить доступ к центру города и его деловым районам. Постепенно шло активное развитие сети железных дорог. В столицу стало приезжать намного больше людей. Им был необходим быстрый транспорт, чтобы ездить на работу и обратно. 

В 1855 году утвердили план строительства дороги Metropolitan Railway. Приступить к реализации данного проекта в срок не удалось, так как для это не было достаточных финансовых ресурсов. Про дорогостоящий проект могли бы вообще забыть. Но этого не произошло благодаря адвокату Чарльзу Пирсону, который стал выделять финансы для реализации масштабного замысла. К сожалению, Пирсон не смог присутствовать на открытии метрополитена, так как он умер за год до этого грандиозного события. Но история строительства метро сохранила его имя в памяти поколений.

В 1863 году была открыта первая линия метро под названием Metropolitan Railway.  Жители со всего Лондона собрались, чтобы посмотреть на этот удивительный вид транспорта. Длина линии насчитывала 3,6 километров, а её путь включал в себя семь станций. Такое расстояние вагон мог преодолеть за пол часа.

Вскоре было принято решение расширить сеть метро. Так, в 1864 году открыли ещё одну ветку. Прошло несколько лет, и в Англии уже появилась кольцевая линия, протяжённость которой составляла тридцать километров. Как известно, первые поезда передвигались на паровозной тяге. Уже в те времена выгоны делились на классы. Первый класс был самым комфортабельным. Здесь были окна, пассажиры были защищены от дыма. В третьем классе пассажиры сидели на скамейках. Это были открытые платформы, поэтому дышать в таких условиях было тяжело. Поэтому инженеры всерьёз задумались о строительстве линии на электрической тяге.

метро

метро в Лондоне: в 19 веке и сегодня

В 1890 году открылась первая электрифицированная ветка метро, которая называлась «Сити Сауф». Однако передвижение пассажиров по городу затрудняло отсутствие единой схемы метро. В 1908 году предприниматель по имени Чарльз Йеркс выкупил все линии метро и объединил их. В это же время Альбертом Стэнли была создана разноцветная схема метро, которая стала для пассажиров наиболее удобной. Это уже похоже на наш современный метрополитен!

В 1911 году подземный транспорт оснастили эскалаторами. Они во многом смогли решить проблему скопления людей у входа в метро.

Метрополитен двух российских столиц 

В Москве 

История метро Москвы — самая “древняя”, если можно так выразиться, ведь это первый метрополитен в истории России. Он является одним из самых красивых и просторных в мире. 

Идея создать подземный вид транспорта в Москве появилась в начале двадцатого столетия, а именно в 1902 году. Члены Московской городской думы активно обсуждали проект метрополитена, однако в дальнейшем этот замысел приостановился из-за череды войн и революций. К обсуждению данной идеи снова приступили в 1930-х годах. Тогда стала очевидной проблема отсутствия быстрого и дешёвого способа передвижения по столице. 

15 мая 1935 года — дата, навсегда вошедшая в историю московского метрополитена. Именно в этот день в 5 часов 48 минут по московскому времени в тоннелях метро был включён ток. Вскоре вышел первый поезд. Первые пассажиры зашли в вагон в 6 часов 45 минут. С тех пор в столице заработал новый вид транспорта. 

московское метро в 1935

московское метро в 1935

С началом Великой Отечественной войны руководство страны приняло решение использовать метро в качестве бомбоубежища. Так, согласно историческим источникам, в ночь на 22 июня 1941 года в метро спряталось пятьсот тысяч человек. 

1 января 1950 года в столице был запущен первый участок кольцевой линии метро. Его протяжённость составила 6,4 километра. Спустя два года специалисты открыли участок второй очереди кольцевой линии метро, а в  1954 году в эксплуатацию ввели участок третьей очереди. Он охватывает станции от «Белорусской» до «Парка культуры». Таким образом, замкнулось кольцо московского метрополитена. 

В 1960-1970-е годы специалисты занимались активным строительством радиальных веток метро, чтобы пассажиры из отдалённых уголков столицы могли беспрепятственно попасть в центр. 

В 2010-х годах жители столицы начали испытывать большие трудности с пробками на дорогах. Всё сложнее стало передвигаться на личном транспорте. В связи с этим значимость метро существенно повысилась, ведь этот транспорт намного быстрее автомобиля. Правительство Москвы видело необходимость в улучшении транспортной системы столицы. Строились новые линии метро и продлевались старые. В 2015 году был реализован один из самых масштабных проектов московского метрополитена. Он заключался в соединении метро с кольцевой городской железной дорогой с Московским центральным кольцом. Также была построена Большая кольцевая линия метро. 

В Санкт-Петербурге 

История метро Санкт-Петербурга ведёт свой отчёт с 1820 года. В это время Александр 1 ознакомился с проектом инженера Торгованова, предполагающим  строительство тоннеля под Невой. Однако вскоре об этом проекте забыли.

Официальное строительство Санкт-Петербургского метрополитена началось лишь после войны, в 1947 году. Чтобы построить первую линию потребовалось более десяти лет. Первая ветка метро северной столицы открылась в 1955 году. Она включала в себя несколько станций: Владимирская, Площадь Восстания, Балтийская, Технологический институт, Нарвская, Кировский завод, Автово. Спустя некоторое время состоялось открытие Пушкинской станции. Люди, проживающие в Петербурге, теперь без проблем могли быстро добраться до Балтийского, Варшавского и Витебских вокзалов. Первые станции метро в культурной столице оформлялись в соответствии с традициями Сталинской архитектуры.

метро в Санкт-Петербурге

метро в Санкт-Петербурге

Самой глубокой станцией Санкт-Петербургского метрополитена является Адмиралтейская. Её открытие произошло в 2011 году. Эта станция является одной из самых глубоких не только в России, но и в мире. Станция расположена рядом со зданием Адмиралтейства. Интересно, что Адмиралтейская является станцией с самым длительным сроком строительства. Её строили на протяжении целых четырнадцати лет.

Развитие метро

В настоящее время Московский метрополитен располагает линиями, станции которых расположены в самых отдалённых уголках столицы. Интересно, что с 2011 года протяженность московского метрополитена увеличилась в 1,5 раза.

В 2016 году в Москве были открыты три новые станции метро: «Петровско-Разумовская», «Фонвизинская» и «Бутырская». В следующем году добавились ещё три новые станции: «Ломоносовский проспект», «Раменки» и «Минская». В целях оптимизации транспортных потоков были организованы новые пересадки за пределами Кольцевой линии («Битцевский парк», «Зябликово», «Деловой парк», «Петровско-Разумовская», «Парк Победы»).

В 2018 году пассажирам московского метрополитена стал доступен первый участок Большой кольцевой линии, включающий в себя следующие станции: «Хорошевская», «Шелепиха», «Деловой центр», «Петровский парк», «ЦСКА». В этом же году Люблинско-Дмитровская линия пополнилась новыми станциями: «Селигерская», «Верхние Лихоборы», «Окружная».

В 2019 году на Сокольнической линии метро станций стало больше — открылись следующие: «Коммунарка», «Ольховая», «Прокшино», «Филатов луг». В этом же году состоялось открытие первого участка Некрасовской линии, состоящих из станции «Некрасовская», «Лухмановская», «Улица Дмитриевского», «Косино».

Открытие второго участка Некрасовской линии произошло в 2020 году. Он включает в себя несколько станций: «Лефортово», «Авиамоторная», «Нижегородская», «Стахановская», «Окская», «Юго-Восточная».

В 2021 году Большая кольцевая линия пополнилась новыми станциями («Аминьевская», «Терехово», «Давыдково», «Кунцевская», «Воронцовская», «Проспект Вернадского» и другие. 

1 марта 2023 года состоялось грандиозное открытие Большой кольцевой линии. Пассажиры стали пользоваться новыми станциями: «Марьина Роща», «Сокольники», «Рижская», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар». В число станций БКЛ вошли также две реконструированные — «Каширская» и «Варшавская».

Такова история возникновения и развития метро — одного из самых удобных и быстрых видов транспорта. Москвичи знают, как оно спасает в часы пик, когда дороги перегружены автомобилями. Многие жители столицы с нетерпением ждут открытия новых станций метро, чтобы с комфортом добираться до работы. И это произойдёт уже совсем скоро.

Автор: Виктория Комарова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *