История создания подводных лодок

«На пирсе тихо в час ночной. Тебе известно лишь одной, Когда усталая подлодка. Из глубины идёт домой» — именно такие слова можно услышать в известной песне «Усталая подлодка». Как известно, труд подводника всегда представляет собой огромный риск и большую опасность. Когда экипаж подводной лодки успешно возвращается после длительного плавания, это всегда большой праздник. Часто их встречают с громким оркестром, а на пирсе идёт построение других экипажей. Такую сложную и опасную профессию выбирают люди, сильные духом, которые не боятся рисковать своей жизнью. И за это им всегда почёт и уважение! Нам же интересно узнать, какова история подводного кораблестроения?

Предпосылки создания

Именно Александр Македонский впервые задумался о том, как можно опустить человека под воду в закрытой стеклянной клетке. Под его руководством начался процесс создания подводной лодки. 

В 332 году до нашей эры по приказу Александра Македонского несколько человек были заперты в стеклянной клетке и брошены в море. Этот эксперимент был необходим для того, чтобы люди рассказали о том, что они видели под водой. Однако не удалось найти источников, в которых указано, к каким результатам привел этот опыт. Именно это событие и стало началом истории создания подводной лодки.

В 1578 году англичанин Уильям Борн представил одну из первых концепций подводной лодки. Английский математик заявил, что необходимо создать такую субмарину, которая смогла бы в нужный момент подняться на поверхность, если в силу некоторых обстоятельств она начнёт тонуть. Теория английского учёного предполагала, что при погружении лодки в море лодка должна уменьшать свои размеры, а на суше снова соответствовать прежним габаритам. Конечно же, замыслы англичанина были грандиозными. Однако у Борна всё же не получилось сконструировать прототип подводной лодки. Он также не смог в теории описать её механизм функционирования. 

Важное событие в истории подводной лодки произошло в 1620 году. Нидерландский изобретатель Корнелиус ван Дреббель стал создателем первой в мире подводной лодки, которая могла вместить в себе двенадцать гребцов. Она стала весить намного больше воды и без проблем могла погрузиться на дно. На поверхность ее возвращали с помощью весел. 

первая подводная лодка

первая подводная лодка

В 1636 году богослов из Франции Марен Мерсенн пришёл к выводу, что корпус подводной лодки должен быть сооружен из меди. К тому же, ему необходимо иметь правильную цилиндрическую форму, ведь, по его мнению, благодаря таким пропорциям он сможет противостоять давлению. Таковы законы физики!

Кто и как создал первую подводную лодку?

История первых подводных лодок восходит к семнадцатому столетию. В период Первой англо-голландской войны, а именно в 1654 году, Луи де Сон, соорудил подводную лодку, насчитывающую двадцать один метр. Он считал, что такая лодка сможет незаметно приблизиться к противнику и потопить его корабль. Однако испытания не принесли желаемых результатов.

Во времена Войны на независимость США американский изобретатель Дэвид Бушнелл стал создателем первой боевой подводной лодки «Черепаха». Она являлась прототипом современных подводных лодок. Новый вид конструкции предполагал наличие специальных балластных ёмкостей. Когда подводная лодка опускалась на дно, эти ёмкости наполнялись водой. А когда она выплывала на поверхность, они освобождались от воды. В ней мог поместиться только один человек. Он вручную управлял разными механизмами, приводя субмарину в движение. Изобретение Дэвидом Бушнеллом имело также глубиномер, компас и вентилятор, необходимый в целях подачи воздуха внутрь лодки в условиях надводного положения. Однако испытания тоже не увенчались успехом. К сожалению или к счастью, произошли определённые трудности во время прикрепления мины к подводной части корабля противника.

В 1800 году французский император Наполеон Бонапарт принял решение использовать подводную лодку в целях нападения на королевский флот Британии. Исторические источники свидетельствуют о том, что Наполеон смог создать подводную лодку, способную погружаться на глубину около четырёх метров. Но как только она приближалась к кораблю противника, то была видна невооруженным глазом, потому что в надводном положении шла под парусом. 

История создания подводных лодок гласит, что последующие шестьдесят лет не принесли заметных сдвигов в области кораблестроения. Однако в 1861 году, в связи с Гражданской войной в США, положение дел кардинальным образом изменилось. Две враждующие стороны стали активно работать над сооружением тайного флота. В этот период стала известной подводная лодка  H.L. Hunley.

подводная лодка  H.L. Hunley

подводная лодка H.L. Hunley

Именно эта лодка стала первой, которая сумела потопить вражеский корабль. Вот он, прогресс! Моряки подорвали корабли противника при помощи специального взрывного устройства, которое было прикреплено к субмарине.

Атомные подводные лодки

Уже в первой половине двадцатого столетия подводное судостроение столкнулось с большой проблемой. Необходимо было разработать эффективные способы увеличения продолжительности пребывания судна под водой, а также способы увеличения скорости ее передвижения. Решить эти проблемы помогло изобретение атомной подводной лодки. В 1950-х годах стали применять атомную энергию для подводного судостроения. Как известно, благодаря атомному источнику энергия подаётся в неограниченных количествах и без кислорода. Такие условия прекрасно подходят для питания подводных лодок. 

Впервые атомную подводную лодку создали США. USS Nautilus — именно так называется первая в мире атомная подводная лодка.

USS Nautilus

USS Nautilus

В 1958 году она смогла пройти подо льдом в подводном положении и достичь Северного полюса. Это стало мощным прогрессом в истории подводного кораблестроения. 

Подводные лодки в России

Известно, что первые попытки создания подводной лодки в России начались ещё в период правления Петра Великого. Так, крестьянин-самоучка, которого звали Ефим Никонов, в присутствии русского императора испытал действующую модель. Однако смерть царя повлекла за собой приостановление дальнейших работ в данной области. 

В 1866 году в России была построена первая подводная лодка. Это произошло благодаря труду российского конструктора Ивана Александровского. 

Спустя двенадцать лет начались испытания первой в России подводной лодки, сконструированной инженером Джевецким. Конструкция имела длину в пять метров. Она приводилась в движение по помощи гребного винта. Испытания длились на протяжении пяти месяцев. Инженеру Джевецкому удалось прикрепить мину к барже, стоящей на якоре, после чего произошел сильный взрыв.

В 1879 году была построена вторая подводная лодка инженера Джевецкого. Новая конструкция могла вместить в себе четыре человека. Субмарина была оснащена двумя гребными винтами. Винт использовался в качестве руля. Задний винт вращался исключительно в горизонтальной плоскости, а передний — в вертикальной.

подводная лодка инженера Джевецкого

подводная лодка инженера Джевецкого

Интересный факт: инженер Джевецкий во время испытаний прошёл под царской шлюпкой, которая наблюдала за подлодкой. Затем он подарил русской императрице Марии Фёдоровне красивый букет орхидей и произнёс следующие слова: «Это дань Нептуна Вашему Величеству».

Испытания прошли успешно, и русский правитель дал распоряжение соорудить ещё пятьдесят подводных лодок в соответствии с проектом Джевецкого. Они были необходимы для защиты морских крепостей. Так началась история подводных лодок в России. 

Атомная подводная лодка в России впервые была построена в 1958 году. Ею стала подлодка К-3, руководство строительством которой осуществлял профессор Анатолий Александров. Лодка, сооруженная в СССР, оказалась значительно быстроходнее американского «Наутилуса».

Развитие технологии 

Известно, что сейчас атомными подводными лодками обладают шесть стран. США — лидер по количеству (67 единиц). На втором месте — Россия (31 атомная подводная лодка). Затем расположился Китай (12 атомных подлодок), Великобритания (10 подводных лодок), Франция (9 единиц), Индия — одна атомная подлодка. 

строение подводной лодки

строение подводной лодки

Россия по праву может гордится стремительными темпами развития технологий в области подводного кораблестроения. В середине августа 2023 года стало известно,  что Российские многоцелевые атомные подлодки проекта «Ясень» будут вооружены гиперзвуковыми ракетами «Циркон». Это большой прогресс в развитии военно-морских технологий нашей страны. Первым российским кораблём, который получил на вооружение ракеты «Циркон», стал фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Как известно, основная миссия подлодок из класса «Ясень» заключается в борьбе с авианосными ударными группами. Такие подлодки также могут нейтрализовать лодку противника с баллистическими ракетами и наносить высокоточные удары по объектам, расположенным на земле.

Развитие технологий привело к тому, что в настоящее время специалистам удалось усовершенствовать подлодки класса «Ясень» в подлодки класса «Ясень-М». Новый вариант оснащен мощной сенсорной аппаратурой, новыми системами шумоподавления и модернизированным водо-водяным ядерным реактором.

Как мы видим, подводная лодка прошла непростую историю своего развития, подвергаясь различным модернизациям в определенные периоды времени. Мы гордимся, что в мире, и в частности, в нашей стране есть такое грандиозное изобретение и надеемся, что мощных подводных лодок будет все больше, а катастроф, связанных с ними, будет как можно меньше.

Автор: Виктория Комарова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *