Воздушное пространство всегда было очень заманчивым для человека. После того, как мир узнал о существовании первого летательных аппарата, люди с особым энтузиазмом стремились покорить небо. «Мне сверху видно все, ты так и знай…», — нам хорошо знакомы эти слова из знаменитой советской песни. Действительно, с воздуха человек может любоваться прекрасным видом на землю. Многие летчики утверждают, что на высоте чувствуют себя свободными птицами. Но далеко не романтика стала двигателем авиастроения. Первая и Вторая мировые войны вынуждали правительства финансировать разработку небесного оружия. Эта сфера стала развиваться стремительными темпами. Инженеры-конструкторы всерьёз задумались о создании летательных аппаратов, предназначенных для военных целей. Давайте вспомним, как возникла и развивалась военная авиация в нашей стране.
Предпосылки создания
Известно, что ещё во Франции в 1783 году впервые прошли испытания пилотируемого аппарата. Во времена правления Екатерины Великой посланник России рассказал императрице о появлении перспективного направления — возникновения военно-воздушных сил.
Тогда военное ведомство принялось за разработку первых конструкций военной авиации. Однако первые модели имели конструкционные неточности, поэтому их нельзя было применять в практических целях. Дальнейшие эксперименты в данной области продолжались. В 1885 году была сформирована первая команда воздухоплавателей, которая спустя пять лет была реформирована в Отдельный воздухоплавательный парк.
В 1910 году в стране создали Императорский военно-воздушный флот. Он стал прототипом современной российской авиации. Флот включал в себя воздухоплавательные и авиационные части, органы военного управления. Он функционировал до 1917 года. Исторические источники гласят, что в те времена российская промышленность заметно отставала от темпов развития европейских конкурентов. В связи с этим значительная часть самолётов изготавливалась на зарубежных заводах.
Необходимость в создании военной авиации в России особенно ощущалась в период Первой мировой и Гражданской войн. В 1904 году в Кучино был создан аэродинамический институт. Его руководителем стал Николай Жуковский — основатель аэродинамики. Специалисты проводили научные работы с целью улучшения современной техники и повышения её боеспособности.
Главные этапы
ВВС в довоенный период
Первое боевое крещение российских воздухоплавателей произошло в период русско-японской войны. В 1904 году император Николай Второй дал распоряжение создать специальное полевое подразделение. Так появилась Сибирская воздухоплавательная рота. Развитие ее технической оснащенности не соответствовало вызовам эпохи, проект требовал не только больших финансовых вливаний, но и принципиально нового подхода к обучению кадров. Однако начало было положено. Поражение в русско-японской войне доказало, что новая отрасль военного дела просто необходима для поддержания конкурентоспособности всей армии. История военной авиации России началась.
Русский офицер А. Ф. Можайский предложил проект «воздухоплавательного снаряда». Развитием идеи Можайского всерьёз занялись многие российские авиаконструкторы (Д. П. Григорович, Я. М. Геккель, И. И. Сикорский, С. А. Ульянин и так далее). Развитию основ российской аэродинамики способствовала деятельность Н. Е. Жуковского.
Анализируя опыт зарубежных коллег, российские военачальники впоследствии выступили с идеей о создании в стране Военно-Воздушного флота. Планировалось развивать авиационные дело. Приоритетной задачей в формировании Военно-Воздушного флота являлось создание полноценной военной авиации. Также перед государством остро встал вопрос о защите воздушных границ страны. Правительство разрабатывало меры по суверенизации воздушного пространства в национальных границах России. История авиации была сопряжена с драматическими событиями в жизни страны: рост международной и внутренней напряженности способствовал ускорению темпов развития отрасли.
1 марта 1913 года был утвержден «Общий план организации воздухоплавания и авиации в армии». В результате были осуществлены первые меры по реорганизации Военно-Воздушного флота. Известно, что к началу событий Первой мировой войны самолётный парк в России насчитывал уже 263 летательных аппаратов. Таким образом, военная авиация стала развиваться быстрыми темпами, ведь руководство страны ощущало необходимость новой техники в борьбе с противником.
Военная авиация в период Первой мировой войны
В декабре 1914 года авиация была разделена на тяжёлую, основу которой составили эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец», и легкую, которая использовалась в целях корпусов действующей армии. Во время Первой мировой войны Военно-Воздушного флот включал в себя две разновидности авиации: бомбардировочная и разведывательная. Военные события подтолкнули инженеров к совершенствованию уже имеющейся военной техники, а также к созданию новых летательных аппаратов. История военной авиации в России получила новый стимул — длительную войну на истощение.
С осени 1914 года в составе Военно-Воздушного флота начали формироваться первые истребительные авиаотряды с целью обеспечения защиты различных городов: Царское Село, Варшава и другие. Спустя два года истребительная авиация ВВФ стала отдельным подразделением авиации.
К окончанию событий Первой мировой войны ВВФ России стал самостоятельным видом войск. Ранее ВВФ представлял собой вспомогательные средство разведки. Известно, что в завершающих сражениях войны ВВС страны участвовали во всех армейских операциях. Так, за весь период войны авиация ВВФ России осуществила более пятидесяти тысяч боевых вылетов, необходимых для реализации важных задач: ведение борьбы за господство в воздухе, осуществление воздушной разведки и корректировки артиллерийской стрельбы, уничтожение техники противника и так далее. История русской авиации стала одной из основных глав общей военной истории, где каждый бой имел судьбоносное для страны значение.
Военно-воздушные силы СССР
Во времена Советского Союза военная авиация пополнилась новой техникой, а также происходила модернизация уже имеющейся.
ВВС СССР были созданы в 1918 году. Они представляли собой Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот. Модернизация боевой авиации происходила в результате индустриализации СССР. В 1930-е годы ВВС СССР начали развиваться стремительными темпами. Согласно статистическим данным, в период с 1929 по 1937 годы число самолётов в стране увеличилось с 1284 до 8139 единиц. В конце 1930-х годах в распоряжении Советского Союза имелось около восьмисот четырехмоторных бомбардировщиков ТБ-3. К 1937 году в стране насчитывалось восемнадцать летных и шесть технических учебных заведений.
Значимость военной авиации значительно возросла в период Великой Отечественной войны. Известно, что к началу войны авиационной промышленностью СССР выпускалось около пятидесяти самолётов в сутки. В сентябре 1941 года этот показатель увеличился до 100 самолётов в сутки.
После победы СССР в кровопролитной войне Военно-воздушные силы подверглись значительной модернизации. Осуществлялись меры по совершенствованию тактики воздушного боя. История военной авиации в России писалась кровью, ведь тысячи летчиков погибли, защищая родную землю. А в тылу тысячи конструкторов, инженеров, ученых трудились над созданием более надежных и совершенных машин. Их общими усилиями был создан уникальный в своем роде воздушный флот.
В конце 1980-х годов в распоряжении Военно-воздушных сил Советского Союза находилось около десяти тысяч самолётов. К этому времени в стране сформировалось несколько родов авиации: истребительная, истребительно-бомбардировочная, бомбардировочная, разведывательная и другие. При этом ВВС классифицировались на четыре вида: фронтовая авиация, дальняя, военно-транспортная, вспомогательная. Как известно, Войска противовоздушной обороны Советского Союза представляли собой отдельный вид Вооружённых сил СССР. Они не являлись частью ВВС, однако в их распоряжении находились собственные авиационные подразделения.
Развитие отрасли
После распада Советского Союза история советской авиации завершилась, были созданы ВВС России. В 1991 году Военно-воздушные силы были разделены между Россией и бывшими советскими республиками. Теперь в распоряжении России находилось около сорока процентов техники и шестьдесят пять процентов личного состава советских Военно-Воздушных сил.
1990-е годы оказались очень непростым в развитии ВВС России. Правительство понимало необходимость создания новой авиации на территории страны. Это было связано с тем, что за пределами Российской Федерации остались самые боеготовые авиационные части, которые оснащались современной техникой. В стране произошло сокращение аэродромной сети почти в два раза. Однако в период с 2000 по 2010 года подобные негативные тенденции удалось минимизировать. В это время начался процесс восстановления боеспособных ВВС.
В 2008 году ВВС России подверглись большим реформам. В результате преобразований авиационная техника и ПВО были переподчинены округам. Так, были созданы главные командования по четырём направлениям: Восточное, Южное, Юго-Западное, Западное.
В 2009 году Военно-воздушные силы РФ обрели новую организационную структуру, которая включала в себя авиабазы, оперативное командование, бригады воздушно-космической обороны, а также девятую противоракетную дивизию. Координация, управление и контроль полётов авиации с 2014 года стали осуществляться Национальным центром управления обороной РФ.
Авиация, радиотехнические войска, зенитные ракетные войска, войска связи, разведывательные войска, войска радиотехнического обеспечения, инженерные войска – такова структура современных ВВС России.
Интересно, что и сейчас специалисты, занимающиеся разработкой и совершенствованием российской авиации, основываются на традициях инженеров Советского Союза. Так, в 1980-х годах был создан бомбардировщик-ракетоносец под названием «Белый лебедь». Его второе название – Ту-160. В истории российской военной авиации этот летательный аппарат является самым мощным сверхзвуковым самолётом. В настоящее время ВВС России оснащены шестнадцатью таких ракетоносцами. Как известно, Ту-160 является самой мощной боевой машиной не только в нашей стране, но и во всем мире. Специалисты планируют осуществление работ по дальнейшему совершенствованию ракетоносца. Это, конечно же, приведет к повышению эффективности и боеготовности военной авиации страны.
Такова история создания и развития военной авиации в России. Совсем недавно все пилоты воздушного флота, бортпроводники, авиаторы, летчики отметили свой профессиональный праздник. Россия гордится нерушимой силой волей, отвагой и мужеством людей, чья профессия напрямую связана с защитой и обороной родной страны с воздуха. За свою многолетнюю историю военная авиация России доказала, что ей не страшны никакие трудности, ведь специалисты всегда вовремя принимают меры по совершенствованию авиационной техники.
Автор: Виктория Комарова