Иван Петрович Кулибин – известный русский изобретатель, инженер, механик. Его имя стало в России почти что нарицательным. Будучи выходцем из нижегородской семьи мелкого торговца мукой, Кулибин сумел достигнуть очень больших высот – стал членом и механиком Императорской академии наук. Он изобретал приборы и для дворца императрицы, но в основном это были мелкие и развлекательные предметы. Многие из его грандиозных планов, способных приблизить Россию к прогрессу в области инженерии и механики, так и не были реализованы, но дело вовсе не в незнании Кулибиным своего дела, а в отсутствии должного финансирования и людей, способных на практике осуществить все замыслы. Скорее всего, некоторые из возможных изобретений Кулибина просто опережали свое время. Итак, что изобрел Кулибин?
Однопролетный мост через Неву
Одним из самых главных изобретений Кулибина можно назвать однопролетный мост через Неву. Над этим проектом Кулибин работал на протяжении почти что 30-ти лет, с 1770-х по начало XIX века. Учитывая то, что в то время теории мостостроения не существовало, является действительно удивительной та точность расчетов, которые Кулибин проводил при проектировке моста. Можно сказать, что механик опытным путем доказал все основы теории, сформулированные значительно позже. Очевидно, что на такой масштабный проект требовалось немало денег, а потому финальный макет моста, масштабом 1:10 и размерами достигавший 30 метров, был спонсирован графом Потемкиным.
Все личные расчеты Кулибина были проверены сведущими людьми в Академии наук, модели прошли испытание на прочность. Сам мост имел в теории огромный потенциал, под ним могли проходить суда всех существовавших на тот момент в России типов и размеров, да и сам мост отличался крепостью. Но на осуществление планов правительство денег не выдало, зато сам механик получил премию. Только спустя почти что полвека, в 1850-м году, был построен первый постоянный мост через Неву.
Водоходное судно
Долгое время в России использовался человеческий труд для самых разных целей. Бурлаки перетаскивали разнообразные грузы по рекам, надрывая все силы. Бурлацкий труд был очень распространен, так как зарабатывали на нем неплохо, а деньги были необходимы, чтобы прокормить семью. Но была и изнанка: многие люди гробили свое здоровье, а средняя продолжительность жизни на такой работе — 40 лет. Поэтому вскоре стали появляться и альтернативы, например, машинные судна, приводимые в движение силой волов или других сильных животных. Устройство был довольно простым и непрерывным – один из якорей судна доставлялся на шлюпке на расстояние около километра и закреплялся. Животные приводили в движение большой вал, который в свой очередь подтягивал судно к якорю. Люди на шлюпке в это время везли второй якорь на такое же расстояние.
Кулибин же решил усовершенствовать устройство судна, чтобы можно было обойтись без животной и людской силы. Работала бы такая машина на энергии непосредственно воды. Течение вращало бы два колеса, колеса накручивали канат и подтягивали судно к якорю. К счастью, на это изобретение механику было предоставлено финансирование, и в 1782 году свет увидел новое судно, работавшее без человеческой или животной силы, и оказавшееся гораздо быстрее и грузоподъемнее (было перевезено 65 тонн песка). Второй такой же экземпляр был собран Кулибиным спустя целых 22 года. И хоть самый первый водоход был профинансирован, распространение такое изобретение так и не получило, так как Александр I посчитал его слишком затратным и не играющим важной роли. Через несколько десятков лет похожие суда появились в Европе под названием кабестаны.
Протезы конечностей
Изобретатель делал не только вещи, полезные в техническом плане. Им были внесены и некоторые новшества в медицину. Между XVIII и XIX веками Кулибин представил Медико-хирургической Академии Санкт-Петербурга несколько видов протезов, которые он окрестил «механическими конечностями». Попытки создать подобное предпринимались и ранее, но самую совершенную модель создал именно Кулибин.
Самым первым им был разработан протез для ноги. Он имитировал конечность, потерянную чуть выше колена, а в те времена осуществить на практике такой протез было очень сложно. Он сгибался и разгибался в коленном суставе согласно движению ноги обладателя, можно было ходить без помощи палки, садиться и вставать, не прикасаясь к протезу. Первым и единственным, кто на постоянной основе носил протез Кулибина, был поручик Сергей Васильевич Непейцин. Он потерял ногу в сражении при Очаково, и уже не надеялся снова жить полностью полноценной жизнью. Однако с устройством Кулибина он смог не только нормально, лишь изредка прихрамывая, ходить, но и танцевать несложные танцы. А впоследствии Непейцин и вовсе дослужился с данным протезом до генерал-майора и прошел всю войну 1812-го года. Несмотря на успех, положительные отзывы медиков и совершенства данного изобретения, и оно не получило финансовой поддержки у государства. Серийное производство протезов запущено не было.
Прожектор
19 февраля 1779 года в «Санкт-Петербургских ведомостях» была напечатана статья о новом изобретении Кулибина – фонаре-прожекторе, который мог во много раз увеличивать пламя свечи, служившей источником света. Системы множеств отражающих зеркал использовались и до этого, в частности на маяках, но Кулибин усовершенствовал прибор, позволяя получать мощный направленный луч света от пламени свечи. Изобретение было одобрено и членами Академии наук, и прессой, и даже самой императрицей, однако широкого распространения, как и практически все остальные его замыслы, не получил.
Фонарь, как предполагалось Кулибиным изначально, не использовался для освещения улиц, а покупался в редкие дома в уменьшенном виде в качестве развлечения для детей.
Но совсем без внимания устройство не осталось. Кулибин изготовил несколько образцов по заказу кораблевладельцев, а также изготовил уменьшенную модель специально для карет, которая стала пользоваться широким спросом и приносить изобретателю доход. Однако отсутствие в те времена авторских прав сыграло с Кулибиным и его фонарями злую шутку, так как они начали массово подделываться другими мастерами.
Золотые механические часы
В числе изобретений, принесших Кулибину славу, но не принесших пользу обществу, можно назвать золотые механические часы, подарок Кулибина императрице Екатерине II. Они были преподнесены особе голубых кровей в 1769 году и представляли собой не просто часы, а целую инсталляцию, выполненную с ювелирной точностью. Сам корпус был размером примерно с гусиное яйцо, однако в него помещались миниатюрный театр, музыкальный механизм и около 427 сложнейших часов деталей. Когда створки раздвигались, разыгрывалась сцена на библейский сюжет: маленький механический ангел отодвигал камень от входа ко Гробу Господню, стоящие по две стороны стражники падали на колени, выходили две девушки и начиналась музыка.
Еще одна уникальность устройства — в его умении воспроизводить несколько мелодий. Выбор музыкальной композиции зависел от времени суток: утром и днем три раза проигрывалась молитва «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», а вечером включался церковный стих «Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость». В прессе часы, как и имя самого изобретателя, впервые были упомянуты 28 апреля 1769 года.
Повозка-самокатка
Повозка не была изобретением сугубо Кулибина, подобные экземпляры были и до него, но прообраз веломобиля именно этого ученого получил широкую известность. Такая «самобеглая коляска» было представлена в Академии наук в начале 90-х годов XIX века. Она представляла собой коляску, рассчитанную на одного пассажира, которая приводилась бы в движение другим человеком, предположительно слугой. Коляска не поступила в массовое производство и была скорее развлечением для знати в единичных экземплярах. В настоящее время о существовании таких транспортных средств свидетельствуют только чертежи, а образцы до нашего времени, к сожалению, не дошли.
Оригинал такого устройства был создан Леонтием Шамуршенковым. Свое изобретение он представил обществу за 40 лет до Кулибина. Конструкция могла вместить двух пассажиров, позже планировалось усовершенствовать транспортное средство: сделать полозья, как у саней, и верстометр, который бы отсчитывал количество преодоленных верст. Изобретение Шамуршенкова тоже не сохранилось.
Автор: Ксения Бирюкова