Поначалу люди передвигались и мигрировали с помощью своих собственных сил, не задействуя чего-то другого. Первыми средствами передвижения служили, конечно же, животные. К примеру, первых лошадей приручили 5-6 тысяч лет назад, в районе первых цивилизаций на Ближнем и Среднем Востоке. Спустя целую тысячу лет в Месопотамии была изобретена колесная повозка, которая использовалась впоследствии во всех первейших цивилизациях. Примерно в то же время появилась и первая лодка. В Средневековье транспорт не получал широкого развития, люди пользовались повозками, в которые были запряжены лошади, равно как и в Античности. Судоходство также было довольно примитивным – люди пользовались парусными кораблями, которые напрямую зависели от порывов ветра и были очень уязвимыми. Начиная с Нового времени, люди стремительно стали улучшать уже существующий транспорт и придумывать новые модели. Тогда же был создан и первый воздушный шар, а также общественный автобус, работающий на конной тяге. По некоторым данным, в 1672 году был создан первый автомобиль, работающий на паровом двигателе, однако официального подтверждения данной теории нет. Однако настоящей революцией стало изобретение паровоза. История этого славного дела достойна прочтения.
Первые попытки создания
Люди с давних времен хотели создать машину, способную без лишних человеческих или животных усилий перевозить товары и пассажиров. И лишь в конце XVIII века изобретатели занялись созданием подобной машины, работавшей на силе пара, самом доступном и достаточно простом источнике.
На самом деле, использовать силу пара для передвижения предложил еще Исаак Ньютон в 1680 году, но тогда это всерьез не воспринялось, и реактивная тележка ученого была ненадолго забыта.
В 1769 году французский изобретатель Николя-Жозеф Кюньо создал первую паровую телегу, являющуюся предшественником паровозов и автомобилей. Данная телега ехала самостоятельно, однако была очень непрактичной, и создатели так и не нашли ей применения.
Сейчас она хранится в музее. Спустя двадцать пять лет была создана более удобная и рабочая модель паровой повозки, создатели которой, впрочем, тоже не видели большой пользы в своем изобретении.
Джордж Стеффенсон, английский изобретатель, сказал, что «паровоз есть изобретение не одного человека, а целого поколения инженеров и механиков».
И он был абсолютно прав, ведь модели паровозов усовершенствовались и улучшались на протяжении столетий, и современные очень мало чем походят на своих предков. Поэтому сложно сказать, кто изобрел паровоз первым?
Первые паровозы
Но кто же изобрел первый паровоз в мире? В 1801 году Ричард Тревитик, британский изобретатель, стал создателем первой модели паровоза, называвшейся «Puffing Devil». Спустя год появилась еще одна модель этим же изобретателем, однако наибольшее распространение получил паровоз, изобретенный Тревитиком в 1804 году. На самом деле, создан он был в 1803, но все же датой его появления все же считают 1804, так как патент на него был получен именно тогда. Вот в каком году изобрели паровоз. Он сильно отличается от привычных нам паровозов, однако работал он исправно и хорошо. Его первое испытание произошло 21 февраля того же года, и из-за того, что паровоз ехал вместе с вагонетками, его принято считать первым поездом. А вот первым пассажирским поездом является изобретение Тревитика 1808 года, использовавшееся на аттракционе «Поймай меня, если сможешь». С этого началась большая история паровоза, который стал завоевывать одну страну за другой.
Теперь вы знаете, в какой стране изобрели паровоз: в Англии.
Использовавшиеся в те времена на больших предприятиях повозки на конной тяге были очень несовершенными, могли перевозить ограниченное количество груза, и скорость их была довольно маленькой. Поэтому их владельцы начали задумываться о замене их на локомотивы. Распространению поездов послужили и наполеоновские войны, во времена которых поднялись цены на зерно и корма, а значит, и содержать лошадей стало труднее. История создания паровоза связана и с развивающимися шахтами — выгодными предприятиями, в которые люди охотно вкладывали деньги. Владельцы были заинтересованы в том, чтобы минимизировать издержки на тех же лошадей, которых трудно было приучить работать под землей. Да и увеличить добычу было крайне необходимо.
До создания в 1813 году изобретателем Уильямом Хедли паровоза, который ехал за счет силы сцепления гладкими колесами по гладким рельсам, считалось, что такого не может быть. Поезда имели зубчатые колеса и зубчатую рейку. Тем не менее, нельзя не признать, что такие локомотивы способны подниматься по гораздо большему уклону, нежели привычные нам поезда.
История паровозов в России
Кто изобрел первый паровоз в России? Еще в 1762 году русский изобретатель Ползунов создал самую первую в мире сдвоенную паровую машину, которая является предшественницей русского паровоза. А вот настоящий паровоз был построен в России Черепановыми, отцом и сыном. Он был создан в 1833 году, и несколько отличался от зарубежных, к примеру, более удачной и надежной конструкцией. Черепановы изобрели паровоз в России и открыли эру железных дорог, так упростивших жизнь русского человека, для которого расстояния были огромной преградой в обучении и карьерном росте.
Первая в России железная дорога была построена между Петербургом и Царским селом. Строительство поездов в России в то время было развито слабо, а потому первые поезда для этой дороги были заказаны из-за границы. Но уже для следующей линии Москва-Петербург поезда были созданы в России, на Александровском заводе. С середины XVIII века в России началось бурное строительство железных дорог, а соответственно и наладилось производство поездов. Российское паровозостроение развивалось немного обособленно от зарубежного. К примеру, в 1878 году на Коломенском заводе появились первые паровозы с передней тележкой, в то время как за границей производство таких моделей началось лишь в 1892. В это же время в России появились первые паровозы с конденсацией пара.
В конце XIX века начала формироваться наука о тяге поездов, которую активно развивали советские ученые. Впоследствии стало возможным определять массу поезда, его скорость, время движения, а также определять длину торможения. В период с 1890-х годов и до конца существования Российской империи отечественные паровозы перестали быть как-либо зависимы от иностранных, формируется российская школа паровозостроения. Основной упор улучшения был сделан на увеличении массы поездов. В 1878 году в России разработали первые поезда с четырьмя движущимися осями, а после и с тремя.
Паровозостроение в Советском Союзе также не стояло на месте, это дело развивалось советскими инженерами. Производилась реконструкция железных дорог, что позволило использовать более быстрые и мощные поезда.
Развитие технологий и закат паровозостроения
Первые паровозы составляли конкуренцию конной и канатной тяге, и лишь в 1829 году локомотивы почти полностью вытеснили своих противников. В то же время произошло разделение поездов на товарные и пассажирские, а также стала оформляться конструкция поезда – появилась будка машиниста, хорошее освещение, усовершенствовалось парораспределение. Для узких железных дорог была разработана специальная система Гаррата, которую применяли в теплом климате колоний. История паровоза шла в ногу со временем.
Дальнейшее развитие паровозов происходило с увеличением их мощности, размеров и скорости. Паровозы достигали рекорда почти в 205 км/ч по скорости. В 1887 году было предложено использовать паровозы, сочлененные с осями.
Но уже начиная с 20-х годов XX века, паровозы стали отходить на второй план, уступая место более экономичным локомотивам. Так, к примеру, в 1924 году был создан первый тепловоз, и в течение пяти лет их производство наладилось. Еще спустя примерно десять лет был открыт новый вид тяги – электровозный. Поезда на такой тяге были мощнее и надежнее, однако требовали больших затрат на начальных стадиях. Сейчас паровозы уже не используются, либо служат в качестве неких ретро-аттракционов.
Автор: Ксения Бирюкова