Сегодня трудно представить свою жизнь без такого важного продукта как сахар. Его кладут в чай, кофе и прочие напитки, его используют для приготовления сладостей, выпечки, каш — да что там, практически в половине блюд используется сахар в том или ином виде.
Трудно представить, что, хотя сахар известен вот уже более 4000 лет, широкое применение его стало возможно всего пару-тройку веков назад, а до этого он считался продуктом для избранных. А уж такого массового потребления сахара, как в наши дни, никогда в истории человечества не было.
Где же появился сахар впервые? Родиной сахара считается Индия. Самый первый сахар изготавливался из сахарного тростника. Сперва получался сахарный сироп, а потом, путём вываривания, уже образовывались кристаллики сахара коричневого цвета. Индия же стала первым экспортёром сахара, поставляя его в Персию и Египет.
Известный нам свекловичный сахар появился не так давно. История его началась с публикации Андреасом Магрграфом научного трактата о том, как можно извлекать сахар из плодов сахарной свёклы. Его ученик Франц Ахард развил эту идею и постарался наладить производство сахара из свекловицы. Однако по-настоящему мир стал переходить на производство сахара из сахарной свёклы только после того, как Наполеон загорелся этой идеей и стал активно внедрять её во Франции. Производство свекловичного сахара было экономически выгодно и позволяло избавится от необходимости импортировать дорогой тростниковый сахар.
Помимо тростникового и свекловичного сахара, известен еще кленовый сахар, получаемый из кленового сиропа, а также пальмовый сахар — из сока пальм. Первый придумали в Канаде, второй родом из Восточной Азии.
В России сахар сперва импортировали, где-то начиная с конца 17 века, а Петр Первый отдал приказ наладить собственное производство, и в 18 веке у нас уже работали собственные заводы, хотя сахар по-прежнему считался продуктом для знати. Лишь в 19 веке, когда Россия вслед за многими другими европейскими странами перешла на производство свекловичного сахара, тот стал доступен широкому кругу потребителей.