В современном мире одним из самых востребованных видов транспорта является автомобиль. По некоторым данным, первый чертеж устройства, похожего на автомобиль, сделал Леонардо да Винчи, однако ни таких экземпляров, ни даже упоминания об их существовании до наших дней не дошло. А вот первый действительно существовавший предок автомобиля – это паровая тележка Кюньо, созданная в 1769 году. Что примечательно, она являлась предком не только современных автомобилей, но также и паровозов, ведь у них был единый принцип работы – на силе пара. К началу 1900-х годов началось массовое производство автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, а также электромобилей. Огромный вклад в развитие автомобильной промышленности сделал Генри Форд, создавший конвейерную систему сборки автомобилей. Генри Форд начал выпускать наиболее дешевые и доступные автомобили, а его лозунгом была фраза: «Автомобиль для всех». Кроме всего прочего, Форд выпустил книгу «Моя жизнь, мои достижения», которая стала классикой по организации труда. Эта книга послужила началом появления такого экономического термина, как фордизм. Использовался он для описания практик, используемых Фордом на его заводах. В их основе лежат типизация, конвейеризация и стандартизация производства. Его компания, «Ford Motor Company», существует и в наши дни, и даже является четвертой в мире по объему производства.
Происхождение и детство
Предки Генри Форда происходили из Ирландии, откуда переехали его родители в США. Семья была довольно большой – помимо Генри, в ней было еще три его брата и две сестры. Родился Форд возле маленького города Дирборн в Мичигане, на ферме родителей. Семья была довольно обеспеченной, но его отец много работал для этого. Самого Генри отправили в церковную школу для обучения, хотя качество данного ему образования было настолько плохим, что тот всю жизнь писал с ошибками. Однако, по мнению Форда, способность грамотно и чисто писать еще ничего не значит, а самым главным является умение думать. Еще в детстве Генри хорошо разбирался в приборах, и даже его соседи носили ему некоторые вещи на починку, с помощью чего он и начал зарабатывать первые деньги.
Первым серьезным ударом для мальчика стала смерть его матери, когда тому было 12. Примерно в то же время он впервые увидел тогда еще чудо техники – локомобиль, который настолько впечатлил Генри, что тот пообещал себе, что создаст нечто подобное. Но отец Форда не одобрял увлечение сына техникой, так как был уверен, что тот должен продолжить их семейное дело – фермерство. Однако в 16 лет ферма надоела юноше, и он решает уехать в Детройт, где поступает учеником в механическую мастерскую и работает там на протяжении четырех лет. Вот с чего начинается история Генри Форда.
Юность и образование
Образования как такового Форд не получил, так как в университете никогда не учился, а уроки в церковной школе прошли почти что даром. Вместо этого Форд во время своей юности и уже в зрелые годы работал сначала в компаниях других людей, к примеру, у Эдисона, а позже и в своей собственной.
Однако после четырех лет работы в Детройте он не сразу начал заниматься автомобилями, а прежде вернулся домой. На своей ферме он изобрел специальную молотилку, работающую на бензине, чтобы облегчить труд отца. Как раз таки из-за этого прибора на молодого изобретателя и обратил внимание Томас Эдисон, которому Форд продал свой патент на устройство. Через некоторое время Эдисон пригласил его работать в свою компанию. В 1891 году Форд решил воспользоваться предложением и снова уехал в Детройт. Работал он в ней на протяжении семи лет. Все это время Форда не покидала мысль о создании доступного автомобиля, над чем он и работал.
И работа его не прошла даром – в 1893-м году Генри Форд создал свой первый автомобиль. Эдисон настоятельно рекомендовал Форду уделять больше времени работе на компанию. Но услышав о его замысле, посоветовал уволиться и даже дал денег на стартап талантливого работника. Форд ушел из предприятия и купил пакет акций «Детройтской автомобильной компании». Но проработал он там недолго, всего три года: ему досаждали постоянные конфликты с остальными совладельцами, а потому в скором времени Генри Форд основал свою собственную компанию. Успехи Генри Форда были обусловлены его феноменальной целеустремленностью.
Карьера предпринимателя
Поначалу покупателей для автомобиля Генри не было, над ним смеялись и называли его одержимым. Но после того, как Форд на собственном автомобиле выиграл гонку у чемпиона Штатов, мнения резко поменялись. Обрадованный успехом, Форд создал свою компанию, а в 1903 год начал выпускать свои автомобили «Ford A». Его задачей было сделать машины максимально доступными, надежными и не очень дорогими. Именно он ввел конвейерную сборку, что значительно облегчило и улучшило производство.
За не очень продолжительное время Форд стал по-настоящему лидером автомобилестроения. Помимо этого, и репутация у него была очень хорошая, в основном благодаря одному случаю. Однажды в 1879 году изобретатель Джордж Селден запатентовал свой автомобиль, но так и не стал их выпускать. Об этом забыли, а производством автомобилей начали заниматься другие компании. Селден подал на них в суд и выиграл дело, а потому все компании были вынуждены объединиться в ассоциацию и купить у Селдена лицензию. Форд от этого отказался, так как решил защищать своих клиентов. После восьмилетнего судебного разбирательства Форд вышел в этой ситуации победителем, а ассоциация вскоре распалась.
К 1914 году у Форда была уже целая империя, абсолютно неподвластная другим компаниям и с ними не связанная. Генри стал владельцем шахт, рудников и заводов, а количество выпущенных им автомобилей достигло 10% от общего количества существующих на то время.
Изобретения Генри Форда
В самом начале своей карьеры Форд разработал автомобиль, названый квадрициклом. Мощность у него была небольшая, однако работал он исправно.
Конечно же, одним из самых выдающихся изобретений Форда – это конвейер. Так как спрос на автомобили был большим, Форд решил найти новое средство, чтобы не отставать от спроса. Кроме того, новые технологии позволили ускорить производство и снизить издержки на зарплаты людям. Машины работали быстрее и качественнее. Такая идея принадлежала не ему, однако он первый, кто успешно внедрил и распространил ее на своих предприятиях.
Две модели автомобилей – A и T, тоже можно назвать великими изобретениями Форда. Они получили очень широкое распространение по всей Америке и стали настоящей сенсацией в мире автомобилей.
Форд создавал многие вещи с нуля. Он строил и проектировал себе дом, собрал жене часы и сделал молотилку для отца. Своими руками он мог сделать почти все, что нужно было для жизни. Генри запатентовал 161 изобретение, всех и не перечислить. Например, он был близок к созданию электромобиля, но на тот момент отказался от этой идеи, потому что понимал, что рядовой потребитель его не сможет себе позволить.
Личная жизнь
В своей личной жизни Форд отличался постоянством – у него всю жизнь была одна жена, Клара Брайант. У них был по-настоящему счастливый брак – жена всегда поддерживала Форда и верила в его способности, даже в период, когда над ним смеялся весь город, а денег не было совсем.
Однажды его спросили, хотел бы Форд прожить еще одну жизнь, на что тот ответил, что с условием, если он снова женится на Кларе. У них был один сын – Эдсел, который стал управлять компанией после отца. Между ними иногда возникали непонимания на почве увлечения Эдсела вечеринками и алкоголем, однако в целом у них были теплые взаимоотношения.
Интересные факты о Генри Форде
Краткая биография Форда вмещает в себя интересные факты:
- Первый свой дом Форд спроектировал самостоятельно.
- Так как Форд был хорошим механиком, то часы, которые он подарил жене, собрал с нуля.
- Он верил в реинкарнацию и считал, что его успехи – это заслуги из прошлых жизней.
- Генри Форд был ярым пацифистом – во время Первой Мировой войны он тратил огромные средства на антивоенную пропаганду.
- Несмотря на свои положительные качества, Форд являлся антисемитом. Строго говоря, тогда это было вредное, но модное воззрение, его многие придерживались. Форд удостоился Большого креста от Адольфа Гитлера, а его портрет висел в кабинете фюрера. Правда, Форд не платил нацисту ответной симпатией. Во Второй мировой войне его компания выпускала много военной техники, которая использовалась в борьбе с Гитлером. Форд выступал против его милитаристской политики.
- В производстве Форда было задействовано 200 тысяч человек. Он стал одним из крупнейших работодателей. К своим сотрудникам он относился уважительно. Форд был одним из первых, кто ввел социальный пакет для работников. Известно, что он платил самые большие зарплаты, но соблюдал ограничение во времени работы — 8 часов.
- Форд был высоконравственным человеком, и его взгляды распространялись на рабочих. Он запрещал им курить, употреблять алкоголь и вести себя агрессивно. Привод в полицию мог стоить сотруднику рабочего места, как и крупный скандал. Однако известно, что Форд покровительствовал некоторым бывшим заключенным, которые проявляли стремление исправиться и показали хорошие результаты.
- Форд ввел многие интересные разработки на производстве, и не только в технике. Например, ремонтные бригады получили зарплату только тогда, когда ничего не ломалось. Если же что-то происходило, их счетчик останавливался и не возобновлял начисление, пока проблема не будет решена. Про мотивацию Форд знал все.
- Форд практически никогда не брал на работу женщин, хотя не высказывал негатива по отношению к ним.
- 10.В зрелые годы Форд увлекся вегетарианством.
- 11.Однажды угонщик написал Форду письмо, где выразил восхищение его деятельностью. С этого момента он решил угонять только форды. Но скептики говорят о том, что эта записка была частью новаторской пиар-компании Форда.
Последние годы
В 30-х годах компанией стал управлять сын Генри, Эдсел. Так как он был президентом предприятия еще с 1919, то это не составило ему никакого труда. Однако, к сожалению, в 1943 году он скончался от рака желудка, и старому Генри Форду снова пришлось взять управление на себя.
Но в скором времени главный пост занял его внук, Генри Форд II. 7 апреля 1947 года великий изобретатель скончался от кровоизлияния в мозг.
Судьба компании
Все время своего существования компания «Ford» принадлежала и принадлежит семье Форд. На данный момент ею управляет правнук Генри Форда. Компания крайне успешна, и находится на третьем месте на мировом рынке и на втором в Европе.
Кризисы «Ford» испытывал в 1930-х и середине 2000-х годов, однако производство в любом случае налаживалось. Компания выпускает не только автомобили, но еще и автобусы, также пользующиеся спросом, и военную технику.
Автор: Ксения Бирюкова