В настоящее время киноиндустрия является неотъемлемой частью культуры различных стран. Кроме того, кинематограф во многих государствах представляет собой важнейшую отрасль экономики. Помимо посещения концертов и театров, в современном мире люди часто выбирают в качестве досуга поход в кинотеатр или просто просмотр фильма в спокойной домашней обстановке. Люди спешат в кинотеатр, чтобы посмотреть премьеры, а также уже полюбившиеся кинокартины. Кинематограф смело можно назвать важным социальным институтом, ведь он оказывает значительное влияние на развитие общества, формируя сознание личности. Действительно, мир кино и общество имеют тесную связь. Фильмы формируют привычки, чувства, обычаи зрителей. Киноискусство позволяет человеку не просто отдохнуть, насладившись просмотром хорошего фильма, но и отвлечься от проблем и снять напряженность. Когда и как появился кинематограф в мире? Какие стадии прошло развитие кинематографа? Какие фильмы являются лучшими за всю историю? Ответы на эти вопросы вы найдёте в нашем материале.
Первые попытки
В пятнадцатом столетии изобрели «волшебный фонарь» (камеру обскура). Эксперименты над данным изобретением проводил Леонардо да Винчи. С помощью «волшебного фонаря» можно было проецировать изображения на вертикальный экран. Широкое распространение данное изобретение получило в семнадцатом веке. Структура аппарата включала в себя ящик с увеличительной трубой и светильник, расположенный внутри. Сзади светильника был установлен отражатель. В пространстве между ящиком и трубой ставился кадр, который вырисовывался тушью. Однако такая техника не позволяла сделать изображение динамичным. Оно оставалось статичным.
Конечно же, возникла потребность в «оживлении» изображения, придания ему динамики. Решить эту задачу взялись Майкл Фарадей и его товарищ Макс Роджер. Фенакистископ — такое название приобрело устройство, созданное Фарадеем. К данному прибору прилагался ряд картинок, создающий движение. Известно, что ещё до Фарадея знаменитый учёный Жозеф Плато предпринимал попытки разложить движение на последовательные фазы. В разработке фенакитископа, Фарадею очень помогли труды Плато. Удалось создать движущуюся картинку, продолжительность которой несколько секунд. Однако это ещё нельзя было назвать реальным изображением.
В 1877 году была изобретена хронофотография, был предпринят третий шаг к созданию кинематографа. Учёные Луи Дагер и Жозе Ньепс сумели изобрести поистине гениальное устройство — мокрый коллодионный процесс, имеющий высокую светочувствительность. Необходимо было заранее перед съёмкой готовить фотоматериал. В итоге, из-за достаточно высокой светочувствительности заметно уменьшилось время экспозиции. Но это стало существенным шагом к созданию быстрого движения.
Большую популярность фотография приобрела во второй половине девятнадцатого столетия. Люди стали хранить в своих домах фотоальбомы, куда они помещали фото родных и близких.
Следующий шаг к созданию кинематографа был совершен в 1876 году. Именно в это время было изобретено фотографическое ружье профессором Этьен Маре. Благодаря этому прибору стало возможным запечатление движений животных на вращающуюся восьмиугольную фотопластинку. Скорость составляла до десяти кадров в секунду. Впоследствии учёный изобрёл ещё одно устройство — хронофотографическую камеру, в основе которой была рулонная светочувствительная фотобумага. История создания кино перешла в новую фазу.
В столице Франции в 1876 году свою историю начал подкадровый кинематограф. Эмиль Рено изобрел оптический театр. Принцип устройства заключался в том, что через фонарь проходила плёнка, на которую были заранее нанесены рисунки. Был создан настоящий театр кадров, которые последовательно сменяли друг друга на большом экране. При этом, специально приглашали актёра, который комментировал действие. Несколько роликов (продолжительность каждого — несколько секунд) составляли «фильм». Однако технологии ещё не получили такого масштабного развития, чтобы стало возможным создание более длительных роликов.
Позднее была изобретена гибкая лента. Это стало возможным благодаря созданию Джоном Хайатом в 1870 году целлулоида. В 1877 году Иван Болдырев (русский фотограф) выдвинул идею широкого распространения и применения гибкой ленты. Позднее изобретатели из Америки Г. Гудвин и Джордж Истмэн на основе целлулоида создали прозрачную фотопленку. Затем изобрели прочную кинопленку, отличающуюся высокой эффективностью. Вот так началась история создания кинематографа.
Кто, когда и где создал кинематограф?
В мире
В создании кинематографа наибольшую славу приобрели Томас Эдисон, Братья Люмьер, а также Иосиф Тимченко.
В 1892 году Томас Эдисон получил известность в качестве создателя первой киностудии. Её руководителем стал помощник Эдисона — Диксон. Киностудия включала в себя сцену и аппаратную. Камера передвигалась по рельсам. В те времена широко использовалась целлулоидная пленка, которая стала называться «стандарт Эдисона». Заслуга Эдисона также заключается в том, что он занимался финансированием самых первых киностудий. Он также старался распространять первые кинофильмы.
Иосиф Тимченко — значимая фигура в истории создания кинематографа. Его достижение заключается в разработке камеры, которая способна снимать на вращающуюся пластинку. Помимо этого, он изобрёл проектор, предназначенный для просмотра фильмов. История создания кино стала возможной лишь после этих знаковых открытий.
Когда изобрели кино и кинематограф? Официально годом рождения кинематографии является 1895 год. Братьев Люмьер стали называть создателями кинематографии, ведь они изобрели прибор «синематограф» и сделали несколько роликов. В 1895 году изобретатели получили патент на созданный ими аппарат. Вот кто изобрел кинематограф.
28 декабря 1895 года — дата, вышедшая в историю развития кино. В этот день Братья Люмьер организовали показ своих короткометражных фильмов в парижском «Гран-кафе». Зрители посмотрели такие фильмы, как «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота», «Политый поливальщик» и другие.
Интересно: когда зрители смотрели фильм «Прибытие поезда», они машинально вскочили с места, боясь приближающегося вагона. Это был первый фильм в истории кинематографа.
Благодаря труду Братьев Люмьер появилась возможность снимать ролики не только в специально отведенных помещениях, но и на улице.
В России
В октябре 1908 года в России прошёл премьерный показ фильма отечественного производства. Кинокартина называлась «Понизовая вольница», её продолжительность — семь минут. В её основу легла народная песня о Степана Разине. В это время в России началась история кино.
Затем фильмы стали снимать частные кинопредприниматели. Постепенно стали появляться мелодрамы, исторические фильмы и другие жанры.
После революционных событий Совнаркомом был принят декрет о национализации кинопроизводства в стране. Народный комиссариат просвещения взял под своё управление всю кинематографическую торговлю.
В 1979 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, согласно которому был установлен праздник — Всесоюзный День кино. Он отмечается каждый год 27 августа.
Развитие кинематографа
Дальнейшая кинодеятельность Братьев Люмьеров была связана с созданием и распространением сети кинотеатров. После того как изобретатели предоставили франшизу, их партнерами стали организовываться кинопоказы, началась закупка киноматериала. В результате, бизнес получил огромный успех, ведь во всем мире была создана киносеть. Но со временем количество кинотеатров заметно выросло, и Люмьеры почувствовали серьёзную конкуренцию.
В итоге, братья больше не стали заниматься кинопроизводством и возобновили свою деятельность в области совершенствования фототехнологий.
История развития кинематографа запечатлела борьбу человеческих умов с несовершенством пленки. Первые фильмы имели маленькую продолжительность из-за того, что киноаппаратура была несовершенной. Однако в начале двадцатого столетия продолжительность кинокартины уже увеличилась до пятнадцати-двадцати минут. В 1897 году Вудвил Латам изобрёл механизм, с помощью которого стало возможным использование более протяженной пленки. Данное изобретение назвали петлёй Латама. Его имя должна включать в себя даже история кинематографа, рассказанная кратко.
Большая заслуга в развитии кинематографа принадлежит французу Жоржу Мельесу. Благодаря ему возникла первая киностудия, которая представляла собой самостоятельное предприятие. Мельес занимался разработкой технологий создания спецэффектов. Также его главными достижениями являются съёмка первого фильма ужасов, а также съёмка первого фантастического фильма.
Известный американский кинорежиссёр Дэвид Гриффит стал создателем концепции «крупного плана». Именно его усилиями была создана традиционная схема: кадр-план-схема-эпизод. Такой была история первого кинематографа в мире.
Немое кино
Затем наступила эра немого кино (эпоха «беззвучных фильмов»). В 1878 году был создан первый немой фильм, который назывался «Салли Гарднер в галлопе». Кинолента состояла из двадцати четырёх фотографий, изображающих наездника и лошадь. Поочерёдно изображения проецировались на кинопроекторе. Возникала иллюзия движения. Однако это ещё нельзя считать полноценным фильмом.
6 января 1896 года — дата, ознаменовавшая официальный старт эпохи развития немого кино. В этот день прошла премьера фильма Люмьеров «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Данный фильм вызвал широкий общественный резонанс.
Наибольшего развития немое кино достигло в двадцатые годы двадцатого столетия. К этому времени немое кино стало представлять собой отдельный вид искусства, которому присущи свои художественные методы. Но история кино только началась, ему предстоит еще длительный путь развития.
Возникновение звукового кино
Как известно, ещё в девятнадцатом столетии Эдисон предпринял попытку синхронизировать кинескоп с фонографом. Однако эти стремления не увенчались успехом.
Ещё на ранней стадии развития кинематографа в различных странах пытались создать звуковое кино. Однако возникала проблема в синхронизации изображения и звука. Это стало серьёзным препятствием к созданию звукового кино. Помимо этого, стала ощутимой ещё одна проблема, заключающаяся в недостаточной громкости звука. Данную проблему научились решать, когда в 1912 году изобрели усилитель низкой частоты.
Вскоре научились записывать на одном носителе и фотографию, и звук. В результате, проблема с синхронизацией была решена.
Не секрет, что в 1926 году под руководством известной компании Warner Brothers были выпущены различные звуковые фильмы. Однако их содержание наполняли лишь музыкальные номера, поэтому они не обрели особой популярности среди зрителей.
Когда же изобрели кино со звуком? Официальным днем возникновения звукового кино является 6 октября 1927 года. В этот день состоялась премьера фильма «Певец джаза». Здесь впервые кроме музыкальных номеров появились небольшие реплики.
Цветное кино
В историю развития кинематографа фильм «Танец Луи Фуллер» вошёл как первый цветной фильм. В 1894 году зритель увидел данный фильм в черно-белом варианте. Спустя год его раскрасили вручную. А ещё спустя четыре года процесс съёмки цветного кино был запатентован фотографом Эдвардом Тернером. Такова история создания цветного кино.
Годом возникновения цветного кино принято считать 1935 год. В это время зритель увидел полнометражный цветной фильм под названием «Бекки Шарп». А кинокартина «Ухарь-купец» стала первым фильмом в нашей стране, раскрашенным вручную.
Благодаря современным компьютерным технологиям были раскрашены такие знаменитые советские фильмы, как «Семнадцать мгновений весны», «В бой идут одни старики» и другие.
Лучшие фильмы за всю историю
В историю кинематографа вошли сотни фильмов, которые были удостоены самых почётных премий и наград. Вспомним некоторые из них, и заодно рассмотрим, какие технологии были применены в съёмках. Итак, перед вами самые кассовые фильмы за всю историю кинематографа.
Мировые
«Титаник»
Легендарный американский фильм режиссёра Джеймса Кемерона
«Титаник» вышел в 1997 году. В основе фильма лежат исторические события, рассказывающие о крушении лайнера «Титаник».
Для создания грандиозной кинокартины был задействован невероятный по тем временам бюджет — 200 миллионов долларов.
Сценаристы в фильме мастерски объединили катастрофу и романтическую историю любви. Представители различных социальных групп Джек и Роза влюбились на борту лайнера. К сожалению, судьба не позволила молодым влюблённым испытать долгое счастье. Ведь они даже и подумать не могли, что корабль столкнётся с айсбергом и им придётся бороться не только за свое счастье, но и за свою жизнь.
Роль Джека исполнил Леонардо Ди Каприо, а роль Розы — Кейт Уинслет. Зрители с особым трепетом наблюдали за развитием событий, переживая за будущее двух влюблённых.
Режиссёры очень продуманно отнеслись к съёмке фильма. Интересно, что Джеймс Кемерон, чтобы лично увидеть Титаник, двенадцать раз погружался к кораблю. Ему было необходимо сделать несколько снимков. Однако технологии того времени позволили режиссёру снимать частично по пятнадцать минут вследствие ограниченного количества плёнки, которая хранилась в камере.
Чтобы крушение корабля выглядело максимально реалистично, в съёмку задействовали семнадцать студий, отвечающих за спецэффекты. Главной из них являлась студия «Digital Domain». Именно здесь происходила разработка визуальных эффектов к кинокартине.
Съёмки длились на протяжении семи месяцев. 23 марта 1997 года съёмки фильма были завершены. Такова история создания фильма «Титаник».
«Титаник» считается одним из лучших фильмов за всю историю кинематографа, ведь на его счету 87 премий. Фильм был удостоен одиннадцати премий «Оскар». Он также получил награды «Золотой глобус» (номинация «Лучший фильм» и другие), MTV Movie Awards, премия Грэмми и многие другие.
«Унесённые ветром»
Американский фильм режиссёра Виктора Флеминга «Унесённые ветром» вышел в 1939 году. Он был снят по мотивам романа Маргарет Митчелл «Унесённые ветром». Жанр фильма — историческая военная мелодрама.
Романтическая история разворачивается в период Гражданской войны на Юге США. Главной героиней является весьма эгоистичная девушка по имени Скарлетт О’ Хара. Она не желает никому отдавать свое сердце, однако ветер перемен заставляет её подумать иначе. Ради спасения собственной семьи она готова стать женой нелюбимого человека. Девушка начинает приспосабливаться к жизни, осознавая цену деньгам.
Роль Скарлетт исполнила Вивьен Ли, роль Ретт — Кларк Гейбл, а роль Эшли — Лесли Говард.
Для съёмок фильма специально было сшито 5500 уникальных костюмов.
Интересно, что фильм «Унесённые ветром» является одной из первых цветных кинокартин в истории мирового кинематографа. Была применена технология «Тениколора». Её суть состояла в том, что черно-белые изображения раскрашивались сначала в два цвета — зелёный и красный. После этого их скрепляли в ленту воедино. В итоге, получалась необходимая цветовая гамма.
После выхода на экраны фильм обрёл невероятную популярность. На протяжении более двадцати пяти лет фильм носил звание самого кассового фильма, который знала история голливудского кинематографа.
Фильм «Унесённые ветром» получил рекордное количество премий Оскар (одна из них в номинации «Лучший фильм»).
Российские
«Адмиралъ»
Одним из лучших российских фильмов можно назвать кинокартину режиссёра Андрея Кравчука «Адмиралъ». Фильм посвящён жизни русского адмирала и руководителя Белого движения во время Гражданской войны Александра Васильевича Колчака.
Премьерный показ фильма (сокращённая версия) в кинотеатрах России состоялся в октябре 2008 года.
Полная версия многосерийного фильма (10 серий) была показана на Первом канале в октябре 2009 года.
Роль адмирала Колчака блестяще исполнил российский актёр Константин Хабенский. Роль Анны Тимиревой (возлюбленной Колчака) исполнила Елизавета Боярская. Почему этот фильм можно считать одним из лучших?
Основу сюжета фильма составляют реальные исторические события, связанные с жизнью русского адмирала. Колчак и Тимирева познакомились в 1915 году на одном из вечеров. Несмотря на то, что оба они не были свободными, Анна Васильевна стала для Колчака путеводной звездой, которая помогала ему преодолевать трудности. Тимирева была с Колчаком до конца его жизни. В 1920 году после победы большевиков Колчак был расстрелян в Иркутске. После смерти Александра Васильевича Тимирева была приговорена к тридцати годам лагерей.
Фильм «Адмиралъ» был удостоен множества всевозможных наград. И это весьма не удивительно, ведь режиссеры к съёмке фильма подошли очень тщательно. Большой успех кинокартины во многом обусловлен потрясающей игрой актёров. Напомним, что роль Александра Колчака сыграл Константин Хабенский. Данного актёра неспроста выбрали на эту роль, ведь, как многие отмечали, он внешне схож с адмиралом Колчаком. Как признавался сам актёр, чтобы сыграть эту серьёзную роль, ему приходилось изучать множество исторических источников о своём герое, учиться ездить верхом и многое другое.
Для придания исторической достоверности также были применены современные технологии и спецэффекты. На протяжении двух лет проходили съёмки знаменитого фильма. За это время съёмочная группа посетила Иркутск, Москву, Санкт-Петербург, Севастополь и другие города.
Благодаря этому фильму в кинематографе были разработаны новые технологии съёмок. Так, например, сражение, за которым зритель наблюдает всего двенадцать минут, на самом деле, снималось на протяжении месяца. Интересно, что для съёмки фильма специалисты создали настоящую модель корабля Колчака.
Удивительным оказалось и музыкальное сопровождение фильма. Вальс «Фонарики» (композитор — Глеб Матвейчук), который сопровождает весь фильм, сразу же полюбился зрителям.
Данный фильм был очень высоко оценён в Голливуде. С особым восхищением о нем высказался голливудский режиссёр Том Роль.
«Я был поражен объемом и качеством работы, которую проделали мои российские коллеги», — отметил режиссёр.
В 2008 году фильм «Адмиралъ» стал вторым в рейтинге кинопроката России.
В 2009 году кинокартина получила награду в номинации «Лучший фильм» на церемонии «MTV Russia Movie Awards». Константин Хабенский трижды получал премию в номинации «Лучшая мужская роль» (награда MTV Russia Movie Awards, «Золотой орёл» и «Ника»)
И это не полный список премий, которых был удостоен данный фильм, подтверждающих его оглушительный успех, навсегда закрепленный в истории отечественного кинематографа.
«Собибор»
«Собибор» представляет собой военную драму. Режиссёр фильма — Народный артист РФ Константин Хабенский. Фильм снят по мотивам книги Ильи Васильева «Александр Печерский: прорыв в бессмертие».
Кинокартина основана на реальных событиях. Зритель наблюдает за историей, которая произошла во время Великой Отечественной войны во вражеском лагере смерти — Собибор. Главным героем является интендант Александр Печерский (роль исполняет режиссёр фильма Константин Хабенский). Попавши в плен, Печерский попадает в лагерь Собибор. Герой фильма оказался настолько силен духом, что смог организовать целое интернациональное восстание. Лишь это одно восстание увенчалось успехом за весь период войны.
Известно, что съёмки фильма проходили в Литве. Усилиями специалистов были созданы декорации концлагеря. Их создавали согласно чертежам, которые однажды удалось найти во время археологических раскопок в Собиборе.
Фильм высоко оценили не только в России, но и за рубежом. Кинокартину представили не только на российских, но и на зарубежных кинофестивалях.
Фильм Константина Хабенского был удостоен множества почётных премий. В 2018 году за кинокартину была вручена Премия Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства. В 2019 году фильм получил награду «ТЭФИ — Летопись Победы» в номинации «Лучший телевизионный художественный фильм»
Лучшие советские фильмы
Многие фильмы увенчались огромным успехом в Советское время и, при этом, не утратили своей популярности до сих пор.
- Фильм «Они сражались за Родину» — известная картина Сергея Бондарчука, созданная по одноимённому произведению Михаила Шолохова. Многие его называли лучшим фильмом про военные события. В 1975 году кинокартина по версии журнала «Советский экран», стала Лучшим фильмом года.
- Фильм «Судьба человека» — знаменитая советская кинокартина Сергея Бондарчука по одноимённому произведению Михаила Шолохова. Судьба уготовила Андрею Соколову очень непростой жизненный путь. События войны забирают у главного героя самое ценное, однако он находит стимул жить дальше. По версии журнала «Советский экран кинокартина стала Лучшим фильмом в 1959 году.
- Фильм «А зори здесь тихие» — художественный фильм Станислава Ростоцкого, появившийся в 1972 году. В основу кинокартины легло одноименное произведение Бориса Васильева. В фильме отражены события Великой Отечественной войны, происходящие в Карелии. По версии журнала «Советский экран» фильм получил статус Лучшего фильма 1972 года.
- Фильм «Любовь и голуби» — знаменитая советская комедия Владимира Меньшова, вышедшая в 1984 году. Фильм сразу же полюбился зрителям. Это комедия об одном сибиряке, который решил отдохнуть в тёплых краях и совершенно неожиданно встретил свою любовь. Кинокартина в 2009 году победила в номинации «Лучший Советский фильм» по версии телеканала «MTV Россия».
- Фильм «Завтра была война» — советская кинокартина Юрия Кары, вышедшая в 1987 году. В основу фильма легло произведение Бориса Васильева. В фильме зритель наблюдает за поколением, которое жило в очень непростое время. Это был период сталинских репрессий, а затем наступила Вторая мировая война.
Можно сделать вывод, что в Советские годы лучшими стали фильмы, правдиво отображающие события военных и послевоенных лет. Такие фильмы показывали чувство отваги и мужество русских людей, а также воспитывали в зрителях патриотизм и любовь к Родине.
Интересные факты
История кино не будет полной без интересных фактов:
- Самым длинным по продолжительности советским сериалом является драма «Вечный зов». Фильм был снят по мотивам произведения Анатолия Иванова. Кинокартина выходила на экраны частями, в несколько этапов. Трансляция происходила на протяжении десяти лет.
- Интересно, что самые первые кинотеатры в Америке носили название «никельодеоны». Такое название было выбрано неспроста. Оно объединяло в себе два слова. Первым из них является «никель» — монетка в пять центов (то есть стоимость билета). Второе слово «Одеон» — название знаменитого французского театра.
- А вы тоже думали, что обратный отсчёт был придуман для запуска ракет в космическое пространство? На самом деле, это не так. «Время назад» появилось в процессе съёмки фильма «Женщина на луне». Произошло это в 1929 году. Обратный отсчёт был необходим в кинокартине для создания особого эмоционального напряжения. Впоследствии данный приём стали использовать конструкторы космических кораблей.
- Первым российским фильмом стала кинокартина «Понизовая вольница», вышедшая на экран в 1908 году. Режиссёром фильма стал Владимир Ромашков. В основу сюжета легла народная песня «Из-за острова на стрежень».
- А когда же в России прошёл первый кинофестиваль? Это событие датируется 1935 годом. Первый Международный Московский Кинофестиваль был проведен благодаря усилиям советского режиссёра Сергея Эзенштейна. Первым фильмом, получившим награду на данном кинофестивале, стала кинокартина «Чапаев», созданная братьями Васильевыми.
- В 1980 году в СССР вышел первый фильм-катастрофа. Его название — «Экипаж». Кинокартина стала настоящим лидером проката, ведь его посмотрело более семидесяти миллионов зрителей.
Стоит отметить, что кинолента имеет уникальную жанровую структуру. Фильм включает в себя две серии. Несмотря на то что они разные по жанру, они являются прекрасным дополнением друг другу. Первая серия представляет собой бытовую мелодраму, а вторая — фильм-катастрофу. - Одной из самых почётных премий является «Оскар». В истории мирового кинематографа вошли два фильма, которые получили рекордное количество наград этой премии. Ими стали «Титаник» и «Властелин колец: Возвращение короля». Каждый фильм был получил 11 наград.
Таким образом, история создания кинематографа прошла несколько стадий развития. Это был сложный и многоплановый процесс. Однако благодаря усилиям выдающихся техников, инженеров, режиссёров, актёров индустрия кино в наше время получила наивысшее признание и всеобъемлющее распространение. Ежегодно проходят съёмки многочисленных фильмов различных жанров. Кинотеатры всегда готовы продемонстрировать зрителям новинки, а залы никогда не бывают пустыми. Киноискусство, действительно, всегда было и остаётся важнейшим элементом развития общества.
Автор: Виктория Комарова