История создания мюзикла

 

Штраус и Кальман – прародители мюзикла, «Я пою о тебе» Гершвина получил Пулитцеровскую премию. А разрывающие девичьи сердца в 90-е группа «Иванушки», может, и не случилась бы, если бы не мюзикл «Метро». И это лишь маленькая щепотка интересных фактов про жанр, которому официально еще нет и 100 лет, но который стал синтезом искусств и научился овладевать умами. История создания мюзикла интересна не меньше, чем его настоящее, а если поплутать в лабиринтах закулисья некоторых культовых постановок, есть риск влюбиться в жанр раз и навсегда.

Первые упоминания

Теоретик-мюзикловед Ирина Емельянова дала, кажется, одно из самых точных определений мюзикла. Оно звучит так: «Мюзикл – это шоу, в котором преобладающая роль музыки как выразительного средства сочетается с яркой и интересной драматургией». Еще Штраус, еще Кальман писали музыкальные комедии и оперетты, и делали это столь изящно, что их находки на фоне довольно строгой критериальности нельзя не обозначать как зачатки мюзикла. Еще очень далекие до узнаваемой формы, но предупредившие ее.

История возникновения мюзикла, в принципе, тесно связана с опереттой. Она, оперетта, считалась революционным жанром, не иначе. На сцене появились разговорные диалоги, а драматизм и комичность смешивались так, что многим консерваторам хотелось топнуть ногой и покинуть зал. Впрочем, и такое случалось. Изначально гибкий, легкий, находящий интересные сценические решения, жанр оперетты ожидала интересная судьба. От бурного развития к почти резкому застою. Исчерпал сам себя? Неизвестно, возможно, и здесь появилась закостенелость, которая уже была неинтересна обществу и зрителю. А зритель-то стал искушенным.

История мюзикла вершилась на Бродвее. И на Уэст-Энде. Так где же точно, спросите Вы? Этот спор еще продолжается, столицами музыкальной комедии, а впоследствии мюзикла, называют себя обе театрально-музыкальные точки. В США считают, что «Черный посох», вышедший аж в 1866 году, и есть первая в мире музыкальная комедия. А значит, почти что мюзикл. Неофициально, конечно, но, по сути, так. Крутой вокал, отличные танцы, удачная постановка сделали «Черный посох» суперуспешным.

И все же музыки, как основы основ, больше было в спектакле «В городке», Дж. Эдвардса, поставленном в Лондоне в 1892-ом. Получается, что Уэст-Энд случился позже, но и к мюзиклу именно его постановка была ближе. Что ж, об этом спорят даже искусствоведы, которым куда проще определить, какой мюзикл был первым документально.

Как создали мюзикл?

Начало 20 века – это расцвет европейской музыкальной сценической культуры. Впереди всех британцы, которые, кажется, штампуют коммерчески успешные музыкальные комедии. Но самым громким спектаклем была, безусловно, «Веселая вдова» Легара, а потом и «Шоколадный солдатик» Штрауса. В мюзикле (хоть официально он так еще не назывался) использовали классический сюжет – это было ново. Потом Первая Мировая отправила будущих звезд сцены кого на фронт, кого в тыл, кого в эвакуацию. Появление мюзикла как официального жанра откладывалось.

А если быть точнее, откладывалось в Европе. Война полыхала в Старом Свете, а вот Бродвей и не собирался останавливать шоу. 20-е годы были закономерным периодом расцвета музыкальной комедии. «Розмари», «Плавучий театр», «Я пою о тебе», «Порги и Бес», все эти произведения по своей сути уже были мюзиклами, но на афишах такого названия еще не было. История появления мюзикла началась давно, а вот буквальный отсчет стартовал с «Оклахомы!». Это случилось уже в пору Второй Мировой, в 1943-ем. Впоследствии ее даже экранизировали.

Потому на вопрос, кто создал первый мюзикл, ответ – Р. Роджерс и О. Хаммерштайн. Добавила интереса к этой постановке ее историческая тематика. Из афиш исчезло слово-ограничитель «комедия», и музыкальная постановка ровно с этого времени перестала восприниматься как легкий жанр. Да, похожие по структуре, замыслу, сценическому решению постановки были и до «Оклахомы!», но мюзиклом на полном на то основании стала называться именно она. На Бродвее – вот где создан первый мюзикл, и документально тут точно не поспорить.

Развитие жанра

Бродвей стал лидировать, выпускать по несколько мюзиклов в год. А вот Уэст-Энд, наоборот, терял позиции. 

В мире

Все действительно успешные постановки в Европу привозили из-за океана. История появления жанра мюзикла предполагает и общий успех, и зрительский запрос, и спектакли-хиты, которые заставляли померкнуть все остальные, даже убедительные с точки зрения коммерции шоу. Таковым примером можно назвать «Мою прекрасную леди» Ф. Лоу. К слову, либретто к постановке написано по «Пигмалиону» Б. Шоу. Сам Бернард Шоу долгое время не признавал мюзикл, все так же стереотипно считая его легким жанром. Но потом взял слова обратно.

Наконец, история развития мюзикла невозможна без золотого фонда, который не получится представить без «Вестсайдской истории». Постановка появилась в 1957-ом, благодаря невероятной музыке Леонарда Бернстайна и замечательной адаптации «нетленки», вечного сюжета «Ромео и Джульетты».

Уэст-Энд ожил с «Оливером» Л. Барта, диккенсовские мотивы смогли сделать музыкальными, и зритель принял такую трактовку. На Бродвее гастроли этого мюзикла, к слову, прошли весьма успешно. А ответила американская индустрия «Смешной девчонкой» с участием Барбры Стрейзанд, и таким безусловным козырем как «Кабаре» Дж. Кандера. В эту группу вечных хитов нужно отнести и мюзикл «Скрипач на крыше», который 8 лет подряд собирал залы на Бродвее, что сейчас трудно себе представить.

В 70-е случился кризис жанра, потому что рок- и поп-музыка уверенно выносили все со своего пути. Провалы бродвейских постановок в этом контексте были закономерны. Пришлось заискивать с модой, искать синтез искусств и не брезговать провокацией. Так появились «Волосы», «Чикаго», «Кордебалет». На Уэст-Энде, тем временем, командуют парадом Тим Райс и Эндрю Ллойд Уэббер. «Иисус Христос – суперзвезда» и «Эвита» становятся классикой. И пока Америка и Британия выясняют, кто здесь круче, на рубеже 70-80-х появляются «Отверженные», ни на что не похожий мюзикл. Французская постановка удивила историческим масштабом и размахом, и собрала внушительную кассу.

Впрочем, Франция еще заявит о себе, и громко. Чего стоит «Нотр-Дам Де Пари», снискавший славу даже не в самых преданных мюзиклу странах. По крайней мере, на то время. Таковой можно было назвать и Россию.

В России

История возникновения мюзикла в России обязательно сделает крюк в 30-е, в страшное для страны время, когда реальностью был террор, а на экранах царила контрастирующая с ним жизнерадостность Орловой и Утесова. Да, шоу «Веселые ребята» можно считать первой предпосылкой советского мюзикла. Фильмы Александрова отчасти были калькой голливудских кинохитов, не по сюжету, так как по концепции, структуре, эстетике. А что делал Дунаевский: хит за хитом, это что-то невероятное. Даже сейчас, даже понимая условия создания этой музыки, ощущаешь, как гениально скроены «Широка страна моя родная» и «Легко на сердце от песни веселой». 

В послевоенное время только в 60-е назрел вопрос адаптации жанра к советской сцене. В Ленинграде поставили «Вестсайдскую историю», в театре Ленсовета – «Трехгрошовую оперу», и, конечно, «Свадьбу Кречинского» в Ленинградском театре оперетты. Но, наверное, самым узнаваемым до сих пор остается «Юнона и Авось», ленкомоский шедевр от Захарова и Рыбникова.

В 90-е, когда стало можно все, и западные сюжеты, возможности и инструменты, кажется, сами шли в руки, решено было сделать первый масштабный мюзикл. Который учитывал бы все каноны, и который прогремел бы на всю страну. Так появился мюзикл «Метро», российская версия польского шоу.

Был сумасшедший кастинг – именно на репетициях «Метро» впервые встретились Игорь Сорин и Андрей Григорьев-Аполлонов, звездный мальчик из «Приключений Тома Сойера» и яркий манекенщик из Сочи. Впоследствии они соединятся в поп-группу, которая станет главным российским бойз-бендом 90-х. А еще в «Метро» появились молодые Антон Макарский и Виктория Морозова, Мигель, Павел Майков, Теона Дольникова, Теона Контридзе и др. Постановка стала популярной, мюзикл действительно прогремел.

Потом были «Нотр-Дам», «Чикаго», «42 улица»… Был и печальный «Норд Ост», трагическая история которого надолго откинула назад тему мюзиклов в российском шоу-бизнесе. Одно это слово ассоциировалось со страшными событиями, потому постановки даже на стадии идеи были уже провальными. Время шло, и искусство пробивало свои ростки сквозь дымку памяти. И сейчас в мюзиклы тоже вкладываются. Например, в 2020-ом на сцену России вышли «Шахматы», легендарный мировой хит на музыку солистов АBBA. И интерес к нему оптимистически велик.

Самые известные мюзиклы и их история

И еще немного о тех постановках, которые не просто остаются на слуху, а которые давно стали синонимом успеха и гениальности.

Как создавались шедевры – кратко о хитах:

  • История мюзикла «Ромео и Джульетта». Французское шоу, в котором и музыкально и поэтически блистал Ж. Пресгюрвик, дебютировало в 2001-ом. Классический сюжет был переложен на лад музыкального повествования, в разных странах мотивы несколько менялись (например, отсутствовал персонаж Смерть). В российской постановке Смерть играл, кстати, Николай Цискаридзе. Шоу успешно прокатилось по всему миру, его запись на дисках раскупили тиражом 14 миллионов. Россиянам мюзикл запомнился также хитом «Короли ночной Вероны», клип на который крутили все телеканалы.
  • История мюзикла «Нотр-Дам». Между прочим, Гюго, написавший «Собор Парижской Богоматери», считал, что произведение отлично подойдет для оперной постановки. Французско-канадский мюзикл стал абсолютным хитом и напомнил миру о творчестве Гюго, подарив тому новую волну популярности. Премьера случилась в Париже, в 1998-ом. Постановке даже удалось, благодаря невероятной востребованности, попасть в Книгу Рекордов Гиннеса. Самой первой написанной для мюзикла песней стала легендарная «Belle». В русской версии блистали Светлана Светикова и Теона Дольникова, а также Вячеслав Петкун, Антон Макарский, Анастасия Стоцкая, Эд Шульжевский и др.
  • История мюзикла «Призрак оперы». Автор этого произведения – Эндрю Ллойд Уэббер. Талантливая певица Кристина стала одержима обезображенным музыкальным гением: вот, если в двух словах, о чем знаменитая постановка. Авторы вдохновлялись одноименным фильмом 1925 года выпуска, мало понимая, как то же сделать на сцене. Но все получилось, и в 1986-ом году Уэст-Энд стал пристанищем нового шедевра. Визиткой мюзикла стала композиция, написанная Уэббером для своей возлюбленной Сары Брайтман. В итоге появившийся в Европе мюзикл стал самым долгоиграемым на Бродвее. Да, в истории с «Призраком оперы» есть долгий суд о плагиате, но кто об этом помнит? Скандалы утихают, а музыка, как ни крути, вечна.
  • История мюзикла «Кошки». И снова Уэббер! Только уже тема детских стихов Т. Элиота вдруг становится основой будущего супершоу. В Лондоне «Кошки» впервые удивили публику в 1981-ом, через год появились на Бродвее. Кассовый успех во всех тридцати странах, где он был поставлен! Мюзикл стал также одним из самых долгоиграемых шоу. История про ежегодный кошачий бал полюбилась по всему миру, очень часто мюзикл как основу берут для школьных постановок.
  • История мюзикла «Юнона и Авось». Вообще-то это рок-опера, но причислять ее к мюзиклу тоже справедливо. Музыку написал Алексей Рыбников, либретто – Андрей Вознесенский, а поставил будущее легендарное действо Марк Захаров. Спектакль стал визиткой Ленкома, и до сих пор является очень популярной постановкой. Юнона и Авось – это названия парусных судов из экспедиции Николая Резанова, русского путешественника и дипломата. История последних лет его жизни и несостоявшийся брак с юной Кончитой стали основой сюжета мюзикла. Впервые публика увидела постановку в 1981-ом, и трио Николая Караченцова, Елены Шаниной и Александра Абдулова считается золотым составом спектакля. Пьер Карден помог показать шоу на Западе. Сегодня главную роль в мюзикле исполняет Дмитрий Певцов, а Виктор Раков, Анна Большова и Алла Юганова взяли на себя другие главные роли. Самой известной темой рок-оперы стала песня «Я тебя никогда не забуду», одна из лучших русскоязычных музыкальных композиций в истории. 

Мюзикл – живое искусство, синтез жанров и сценических концепций, который пытается открыть новые грани своих возможностей. Это тяжело, но возможно, потому что данному жанру такой фокус удавался уже не раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *