«Король музыкальных инструментов» – орган – создавался не один век, и даже не одно тысячелетие. Он является родственником и клавишным инструментам, и ударным, и духовым. Одной из необычных особенностей органа является то, что на нём нужно играть не только руками, но и ногами. История создания органа продолжительна и многообразна. Не сразу он обрёл колоссальные размеры и внушительный диапазон звучания. Следы возникновения органа прослеживаются в Древней Греции. Мифы рассказывают о том, что бог дикой природы и плодородия Пан изобрёл флейту-сиринкс, состоявшую из нескольких тростниковых трубочек разной длины. Каждая трубочка многоствольной флейты давала один тон. Количество трубок достигало 17-ти, для исполнения на таком инструменте требовалось обладать недюжинными физическими данными. Поэтому на помощь музыкантам пришла сложная система с использованием давления воды. Так появился прототип органа – гидравлос.
Первые упоминания
Сообщения об инструменте, называемом «гидравлос», впервые мы находим у римских писателей первых веков нашей эры: Вергилия, Корнелия Севера, Гая Петрония. Христианский писатель и философ Тертуллиан пишет о мощных звуках гидравлоса, которые были слышны на всём пространстве античных амфитеатров и цирков. Этот инструмент завоевал признание в Риме не только по причине своей необычности, но и потому, что Италия испытывала влияние Греции. То есть увлечение гидравлосом стало одним из модных веяний эпохи римских завоеваний.
На Руси орган стал известен в X веке. Это был уже более совершенный инструмент со сложной механикой. Пришёл он к нам из Византии, и быстро прижился в среде скоморохов. Назывался этот орган – портатив, потому что он действительно представлял собой небольшое (портативное) устройство, которое можно было носить через плечо и играть на нём, держа на коленях.
Такой орган можно видеть на фреске Софийского собора в Киеве, которая датируется XI веком. Органист – крайний справа в первом ряду.
Как изобрели орган?
Первые версии
Многих занимает история возникновения органа, его истоки. Доподлинно она неизвестна, однако согласно античным данным, мы можем проследить некоторые моменты прошлого этого инструмента.
Появление прообраза органа в Древней Греции связано с достижениями механики той поры. Однако Балканский полуостров — это не то место, где изобрели орган. В Александрии Египетской, бывшей тогда частью империи Александра Македонского, жил изобретатель и математик Ктесибий. Он известен тем, что создал водяные часы – клепсидру. Заинтересовавшись изучением свойств воздуха, учёный решил на практике доказать, что воздух обладает качествами упругости и сжимаемости. Результатом стало изготовление пожарного насоса, а спустя несколько лет неутомимый Ктесибий использовал своё устройство в неожиданном ключе – в создании музыкального инструмента.
Таким образом, Ктесибий и есть тот человек, кто изобрёл орган. Он облегчил музыкантам процесс игры на инструменте, включавшем в себя несколько труб. Благодаря нестандартному решению изобретателя, лёгкие исполнителя заменил насос, а воздух стал нагнетаться специальным устройством. Ктесибий назвал его «гидравлос», то есть водяной авлос (вид свирели). Воздух перекачивался из одной части деревянной ёмкости с водой в другую с помощью рычага и поршня. Так создавалось необходимое давление. Музыкант нажимал на клавиши, клапаны открывались, и воздушная струя поступала в нужную трубу, извлекая звуки. Скорей всего, рычагом управлял механик.
На вопрос – когда изобрели орган – точного ответа не существует. Но можно предположить, что это случилось около 250 года до н. э. Спустя два столетия конструкцию Ктесибия усовершенствовал мастер из той же Александрии – Герон. Он решил исключить присутствие механика и добавил к гидравлосу ветряную мельницу, которая и приводила в движение помпу.
Пневматический (современный) инструмент
История инструмента органа на этом только начинается. Подлинный орган, то есть пневматический, появился в IV веке. Давление в нём создавалось посредством кузнечных мехов. Имя изобретателя потерялось в глубине веков, но остались свидетельства очевидцев, говорящие о том, что инструмент был очень звучным. Музыкант нажимал на клавиши, а воздух, вырывающийся из мехов, приводил в действие полированные трубы, которые издавали приятную мелодию.
Изображение пневматического органа можно увидеть на барельефе восточной стороны обелиска, сооружённого в Константинополе в 382 году н. э. Обелиск посвящён победе императора Феодосия Великого над готами. Император держит в руках лавровый венок, которым он наградит победителя состязаний на колесницах. В нижнем ярусе барельефа помещены танцоры и музыканты, участвующие в церемонии награждения. С правой стороны в руках одного из музыкантов находится орган.
Принцип работы
Пройдя многовековой путь, орган претерпел множество изменений. История создания органа уникальна и обширна. В разных странах Европы на протяжении веков изобретатели и музыканты пытались создать всё более совершенный инструмент. Его механика усложнялась, увеличивалось количество элементов и вместе с ними – масса конструкции. В нынешних моделях воздух в мехах нагнетает электромотор. Во времена Средневековья это делали рабочие-кальканты.
Современный орган – это сложная система, состоящая из множества труб. Их число колеблется от нескольких сотен до 30 тысяч. Органные трубы разнокалиберны: они отличаются длиной, диаметром, материалом изготовления. Есть трубы жестяные, свинцовые, медные, все они дают разные по тембру и высоте звуки. За долгую историю изобретения органа его научили звучать голосами других инструментов. Так что можно сравнить его с симфоническим оркестром.
У органа насчитывается от одного до семи мануалов (клавиатур). Диапазон каждого достигает четырёх-пяти октав, общий объём инструмента достигает девяти с половиной октав.
Регистром называют набор труб одинакового тембра, которые управляются боковыми кнопками. Их количество варьируется от двух (чаще от восьми) до трёхсот. В нотных текстах название регистра указывается прямо над тем местом, с которого должно начинаться звучание этого регистра.
Расположение мануалов представляет собой террасу, то есть одна клавиатура над другой. Помимо мануалов, у органа имеется педальная клавиатура, состоящая из 5-32 клавиш. Партия для неё пишется на отдельном нотном стане. Играют на педали обеими ногами. Если у органа отсутствует педальная клавиатура, он называется позитивом.
Для облегчения игры органиста существуют вспомогательные устройства:
- копула – особый механизм, позволяющий связать два мануала и использовать одновременно два регистра;
- жалюзи – прибор, который представляет собой дверцы, закрывающие трубы разных регистров. Таким образом можно усилить или ослабить звучание;
- подножки над педалью – средство для включения необходимой комбинации регистров.
Наличие нескольких мануалов, рычагов и тумблеров делает процесс игры на органе трудоёмким. В связи с этим рядом с исполнителем находится помощник.
История развития инструмента
Обращаясь к истории появления органа, можно заметить, что его прародители времён античности отличались и конструкцией, и размерами, и внешним видом. Первые органы (гидравлосы) были переносными. Этот инструмент быстро завоевал популярность в цивилизованном мире и начал распространяться по странам Востока и Европы. Древние записи сообщают, что в Иерусалимском храме ещё в первые века нашей эры присутствовал инструмент «маграффа». Он обладал десятью трубами и был настолько громкоголосым, что его было слышно на большом расстоянии.
В средние века органы строились в Западной Европе и Византии, их устройство становилось более совершенным, а сам инструмент – всё более звучным и богатым по тембрам. В середине VII века орган был введён в католическое богослужение Папой Римским Виталианом.
Искусство строить органы оформилось в Италии в IX веке. Отсюда эти гигантские инструменты попадали во Францию и в Германию. Затем и другие страны переняли опыт итальянцев, особенно отличились в искусстве построения органов немецкие мастера. Вот, например, Орган во Фрайбергском соборе, 1714 г.
С XIV века «король инструментов» начинает своё победное шествие по Европе. Он обзавёлся педальной клавиатурой, увеличилось количество труб, клавиши мануалов стали более удобными.
XVI век дал органу пять мануалов с диапазоном каждого в 4-5 октав. Переключатели регистров способствовали расширению тембровых возможностей: нажимая всего одну клавишу, исполнитель приводил в рабочее состояние десятки труб, имеющих одну высоту, но разный состав обертонов.
Золотым веком органа по праву считается период XVII–XVIII веков – эпоха барокко. Уникальное богатство тембров, чистота звучания сделали орган идеальным инструментом для исполнения произведений полифонического склада. Расцвет органостроения привёл к появлению огромного количества музыки, написанной специально для органа. Нам известны имена И. С. Баха, Д. Букстехуде, Г. Генделя, Дж. Фрескобальди – непревзойдённых мастеров полифонии.
Каждый орган той поры создавался не только, как музыкальный инструмент, но и как произведение искусства. Модели тщательно декорировались, их изготавливали так, чтобы они хорошо вписывались в окружающую обстановку храма. Архитектура тоже имела большое значение, ведь звучание органа зависит не от его корпуса, а от акустики окружающего пространства.
В XIX и XX вв. стали строить инструменты огромных масштабов и мощного звучания, по своим исполнительским свойствам они могут заменять симфонический оркестр. Однако история органа – музыкального инструмента, на этом не заканчивается, она продолжается до сих пор.
История знаменитого органа в Пицунде
Один из уникальных инструментов находится на территории Абхазии, это знаменитый на весь Советский Союз орган в Пицунде. Он был открыт в 1975 году в соборе Андрея Первозванного. Построен этот инструмент был известным органным мастером из Германии Гансом Шуке (представитель фирмы «А. Schuke»), которым были установлены органы в Москве, Иркутске, Вильнюсе, Алма-Ате.
Сооружение получилось внушительным: высота органа в Пицунде – целых 11 метров, а его масса — около 20 тонн. Инициатива постройки инструмента именно в этом городе принадлежит тогдашнему председателю Совета Министров СССР А. Н. Косыгину. Ведь Абхазия была одним из самых любимых и посещаемых курортов страны.
Открыли орган концертом, на котором выступили почётные немецкие гости – профессор Лейпцигской консерватории В. Шетелих и органист Лейпцигского храма Х. Кестнер. Они отметили, что инструмент обладает серебристым мягким тембром, а сочетание с храмовой архитектурой и фресками XIV века будет настраивать слушателей на возвышенный лад.
С того времени в Пицунде стали проводиться органные и фестивали классической музыки, на которые съезжались советские и зарубежные органисты.
Во время грузино-абхазской войны чудо-орган был повреждён. Музыканты давали благотворительные концерты, собирая деньги на его восстановление. В 2011 году инструмент реставрировали мастера той же фирмы «А. Schuke». И инструмент вновь зазвучал!