«Хорошо темперированный клавир», «Осенний вальс, «Весенняя рапсодия», «Аппассионата», «Лунная соната»… Бах, Шопен, Бетховен… Все бывшие и нынешние ученики музыкальной школы знают, о чем речь. Но теперь гениальными сочинениями для фортепиано мы можем наслаждаться, просто подключившись к интернету. С легкостью можно найти современные вариации в клавишном исполнении на различные песни. Их не сосчитать. Почти во всех группах разных направлений клавишный инструмент обязателен. Часто это синтезатор ー навороченный потомок пианино. Лет 15 назад в каждой второй семье обязательно стояло фортепиано, и хотя бы один из членов семьи обязан был уметь играть на нем. Это было модным. Даже сейчас можно встретить такие семьи.
Пианино никогда не утратит своих позиций. В его звучании есть что-то чарующее. Веселящее и воодушевляющее при мажоре, навевающее на грустные, но серьезные мысли при миноре. Можете себе представить, что пианино не изобрели? А знаете историю его возникновения? Нет? Вы здесь, значит, уже можете считать, что знаете.
Первые версии
Самый первый предок пианино ー орган. Его изобрел александриец Ктесибий в III веке н. э. Вот как это было. Отличительная черта органа ー это трубы вместо струн. Этот инструмент нам известен тем, что его использовали в католических церквях. До этого орган был дипломатическим подарком и знаком королевской власти. Музыкальным инструментом он не был.
В V веке на мир появился монохорд. Создал его Пифагор. Как и орган, в начале своей истории, этот инструмент не был музыкальным. Пифагор использовал его для изучения и исследования музыки. Часто монохорд использовали в опытах по акустике.
Интересно: Некоторые средневековые источники утверждают, что монохорд в Греции был ансамблевым инструментом.
Монохорд и орган ー первые клавишные инструменты, как рассказывает нам история создания пианино, потомка клавесина и клавикорда. Именно их когда-то вытеснил известный нам инструмент.
В XV веке в Италии появился клавесин. По своей форме он чем-то похож на современное фортепиано.
Само строение клавесина было довольно сложным. Струны защипываются, а не ударяются. Звук извлекался чем-то вроде медиатора: перышками или кусочками кожи и был достаточно громким, но невыразительным. Со временем для улучшения тембра звука клавесин изменяли, и к концу XVI века существовало несколько видов инструмента:
- Спинет. Горизонтальный и крылообразный. Клавиатура на большой стороне.
- Клавицитериум. Крылообразный и вертикально стоящий.
- Оригинальный клавесин. Крылообразный, клавиатура на короткой стороне.
- Верджинел. Он похож на спинет, но прямоугольной формы.
Диапазон клавесина достигал 5 октав.
Кто и когда изобрел клавикорд — неизвестно. Это произошло примерно в XIV веке. В его диапазоне было 4 октавы. На задней части клавиши клавикорда был укреплен тангент ー это такой небольшой медный квадратик. Когда нажимали на клавишу клавикорда, тангент ударял по струне. Пока тангент прижат к струне, у играющего была возможность менять громкость звука.
Недостаток клавикорда заключался в его звучании. Звук был слишком мягким и тихим. Это не позволяло играть на клавикорде для большой аудитории. Поэтому инструмент использовали для домашнего музицирования.
XVIII век ー это век стиля рококо. Время популярности клавикорда у именитых немецких авторов. К. Ф. Э. Бах выпустил свое «Руководство к истинному искусству игры на клавире», в котором очень высоко и трепетно отозвался о клавикорде. Но конец XVIII века ー конец истории клавикорда. Появилось первое пианино.
Кто, как и когда создал пианино?
Современное фортепиано ー потомок клавикорда, как рассказывает нам история происхождения. Пианино начали создавать еще в XVII веке. В Европе многие ломали голову над тем, как сделать молоточковое фортепиано.
Представитель одной нации смог прорваться вперед и внести свой вклад в историю. В какой стране? Создали пианино в Италии, во Флоренции. Этот человек превосходно разбирался в устройстве клавесина, так как сам создавал эти инструменты. Он разработал инновации, которые добавил к клавесину и в итоге получил молоточковый клавишный инструмент. Кто? Создал пианино Бартоломео Кристофори.
Остается открытым один вопрос: когда? Создали пианино ближе к концу XVII века. К сожалению, более подробного ответа история изобретения пианино нам дать не может.
Почему в создании фортепиано преуспел именно Кристофори? Об этом мы можем только догадываться, но, возможно, ответ кроется где-то в изначальной идеи итальянца: создать клавесин, который звучит громко и мягко.
Развитие инструмента
Сейчас мы хорошо знаем историю возникновения. Пианино, однако, точнее само его существование в XVII веке, долго оставалось в тайне. За ее открытие стоит поблагодарить Щипионе Мэффеи ー итальянского журналиста. Его статья об «усовершенствованном клавесине” не на шутку взбудоражила общество и гениальные умы изобретателей.
Всем знакомы педальки на современном фортепиано. Левая педалька заглушает звук, правая ー создает вибрацию, удлиняя звучание. Этот механизм много лет совершенствовали, но создал его основу органный мастер ー Готтфрид Зильберман. Главным критиком творения Зильбермана выступал Бах. Сначала великому композитору инструмент не нравился, но Готтфрид прислушивался к критике и постоянно улучшал свое творение.
В итоге Бах не только на словах был в восторге от окончательного результата. Музыкант активно помогал в продаже и продвижении инструмента.
Интересные факты
Вот некоторые интересные факты из истории пианино, которым стоит уделить особое внимание:
- Некоторые люди не понимают, в чем схожесть или разница между роялем, пианино и фортепиано. Секрет прост: это все один инструмент, просто фортепиано ー обобщенное название. У рояля горизонтальная, дугообразная форма, он на трех ножках и именно его используют на больших концертах, так как его звук более громкий.
- Свое имя фортепиано получило от итальянских слов «forte» и «piano». На музыкальном языке эти слова переводились как громкое и тихое исполнение. Возможность регулировать громкость звука на пианино осталось еще со времен клавикорда. И эта же возможность позволила клавикорду выиграть в гонке с клавесином.
- «Тихогром» ー так называли на Руси первые фортепиано.
- Лодовико Джустини ー итальянский музыкант и композитор. Именно он в 1732 году написал первое произведение для пианино.
- В XIX веке в Америке пианистов сильно не хватало. Фортепиано было очень популярным. Отсюда излишек инструментов и нехватка исполнителей. Особенно ковбои любили исполнение на пианино. Настолько сильно, что в одном салуне на табличке красовалось надпись: «В пианиста не стрелять. Он играет, как может».
- Пианино всегда было показателем уровня культуры и дохода хозяина инструмента. В Советском Союзе покупку пианино мало кто мог себе позволить. Часто в те времена фортепиано считалось роскошным подарком. Юрий Гагарин в свое время получил пианино в подарок со множеством других наград.
- Доказано, что обучение игре на пианино благотворно влияет на детей. Их внимательность возрастает. Появляется самодисциплина, повышается чувство ответственности.
- В XIX веке в Англии было особое отношение ко всему, что хоть самую малость выглядело непристойно и могло нести эротический характер. От всех таких вещей избавлялись: их либо прятали, либо уничтожали. Ножки роялей резные и изогнутые. Из-за этого они попали «под раздачу». Во время концертов их обязательно накрывали чехлом или обматывали полотном.
Сейчас мы все еще можем увидеть 3 самых старых пианино. В Метрополитене Нью-Йорка хранится фортепиано 1720 года, в музее Рима ー инструмент 1722, а пианино 1726 года находится в Германии при Лейпцигском университете, в Музее музыкальных инструментов.