Многие предпочитают путешествовать на поезде. Действительно, ведь это очень удобно и довольно быстро. А как приятно, сидя в купе, наблюдать за красивыми видами из окна и любоваться великолепными картинами пейзажа! Человек, который отправляется в такого рода путешествие, может почитать любимую книгу, решить головоломки и кроссворды, узнать последние новости из своего мобильного телефона, а в современных электропоездах может даже посмотреть телевизор. Пассажир, который путешествует ночным рейсом, всегда может выспаться. Конечно же, у поезда много и других преимуществ. Поездка на нем стала возможной с тех пор, как в нашей стране стали создаваться железные дороги. Давайте вспомним историю их появления и рассмотрим, как развиваются технологии в наше время.
Предыстория
Ещё в 1820-х годах в Российской империи заговорили об идее строительства железных дорог. Вначале был замысел строительства первой железной дороги, ведущей от Северной столицы до Москвы, а также от Твери до Рыбинска. Но на реализацию данных проектов необходимо было иметь достаточно финансовых средств. Из-за этого Правительство откладывал решительный шаг к прогрессу. Кроме того, специалисты опасались, что железных дороги будут ненадежными в суровых условиях русской зимы.
В августе 1834 года начались испытания первого русского паровоза. С тех пор в России появилась железнодорожная отрасль. Над созданием паровоза трудились механик Ефим Черепанов и его сын Мирон Ефимович. Средство передвижения построили с целью транспортировки руды на Выйском заводе в Нижнем Тагиле. Но история железных дорог в России лишь начиналась, предстояло сделать очень многое для внедрения полезной инновации.
В 1837 году в стране построили первую железную дорогу. По ней можно было добраться из Санкт-Петербурга в Царское село. Инженером-проектировщиком стал австрийский инженер Ф.Герстнер. Он же был первым машинистом. Паровоз был заказан из Англии, где этот вид транспорта уже был развит. Строительство было сложным, ведь холодный климат, болотистые почвы и отсутствие современных методов затрудняли процесс.
Спустя три года на территории Российской империи открылось движение по второй железной дороге. Благодаря средствам, выделяемым польскими банкирами, была создана линия от Варшавы до Скреневице. Через восемь лет после открытия дороги её соединили с Краковско-Верхнесилезской железной дорогой. Она получила название Варшаво-Венской.
В 1842 году император Николай I дал распоряжение построить железную дорогу от Санкт-Петербурга до Москвы. Через девять лет состоялось её официальное открытие. Протяжённость дороги насчитывала шестьсот пятьдесят километров. Такова история создания железных дорог в нашей стране
Кто, когда и как создал ЖД?
В 1891 году император Александр III дал распоряжение своему сыну (будущему императору Николаю II) построить сплошную железную дорогу через Сибирь. Были наняты иностранные инженеры и подрядчики, но заслуга тяжкого ручного труда принадлежит русскому народу. Процесс сооружения дороги в экстремальных условиях стоил многим рабочим жизни и здоровья. Но именно этот самоотверженный труд сделал возможным технологический прорыв. К строительству специалисты приступили 31 мая 1891 года. Транссибирская магистраль была построена в октябре 1916 года. Таким образом, на строительство знаменитой железной дороги ушло целых двадцать пять лет.
В 1908 году началось движение по кольцевой железной дороге в столице. Сейчас это Московское Центральное кольцо (МЦК).
Стоит отметить, что в 1916 году удалось достичь большого прогресса в железнодорожном строительстве. К этому времени специалисты завершили сооружение всех основных радиусов железных дорог от Санкт-Петербурга и Москвы.
События Первой мировой войны и Гражданской войны привели к тому, что в стране было разрушено около шестидесяти процентов железнодорожной сети и утрачено около 90 процентов подвижного состава.
1920-е годы в истории железнодорожного строительства запомнились началом процесса электрификации советских железных дорог. В мае 1926 года запустили первый электропоезд. Это произошло на территории современного Азербайджана. В 1929 году началось движение электропоездов по маршруту Москва-Мытищи.
В 1935 году в столице появился новый вид транспорта — Московский метрополитен. Пассажиры стали все чаще выбирать подземный вид транспорта.
В период Второй мировой войны железные дороги приобрели особое значение. Так, в поездах эвакуировали население и перевозили раненых.
Последний паровоз П36-0251 был выпущен в Советское время, а именно в 1956 году. История появления железных дорог гласит, что уже к 1980 году все последующие модели были переведены на тепло- либо электротягу.
Период с 1960 по 1980 год запомнился активным строительством железных дорог, ведущим к месторождениям полезных ископаемых в Сибири. В 1984 году запустили движение по Байкало-Амурской магистрали. Она проходит через Восточную Сибирь и Дальний Восток. Протяжённость составляет 4324 километра. Это одна из самых крупных магистралей в мире. Интересно, что значительная часть дороги находится в зоне вечной мерзлоты и пересекает одиннадцать полноводных рек.
В 1984 году также в Советском Союзе приступили к эксплуатации первого скоростного поезда — ЭР200. Его маршрут: Москва — Ленинград. Скорость поезда могла достигать двести километров в час. Поначалу от Москвы до Ленинграда можно было доехать за 4 часа 50 минут, однако вскоре время сократилось до 3 часов 50 минут.
Развитие технологии
В 2001 году в нашей стране было принято решение провести реформу железнодорожного транспорта. В результате неё было ликвидировано Министерство путей сообщения. В сентябре 2003 года вышло постановление Правительства РФ, которое ознаменовало создание Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (РЖД).
Миссия созданной компании определилась в эффективном развитии транспортного бизнеса. В настоящее время «ОАО РЖД» представляет собой неотъемлемую часть экономической системы страны. Она призвана обеспечивать эффективную и своевременную хозяйственную деятельность промышленных предприятий. Благодаря функционированию данной организации миллионы граждан России имеют доступ к пользованию железнодорожным транспортом.
Большой прогресс в развитии железнодорожного транспорта в России произошел в 2009 году, когда в путь отправился новый высокоскоростной поезд «Сапсан» из Москвы в Санкт-Петербург. Пассажир «Сапсана» может доехать до столицы всего за 3 часа 40 минут. Максимальная скорость поезда — 250 км/час.
Не секрет, что в России скоростное пассажирское движение получило развитие благодаря Олимпиаде-2014. В это время в стране был объявлен конкурс на разработку поездов, которые будут обслуживать это важное событие. Тогда в России задумались о создании электропоездов «Ласточка». В 2013 году российские специалисты приступили к разработке проекта. А уже 30 мая 2014 года стало известно о том, что на Урале завод выпустил первую «Ласточку». Она способна разгоняться до скорости 160 км/час. Впервые отечественными разработчиками был создан образец скоростного поезда (но в сотрудничестве с немецким концерном Siemens). Новый поезд создан из российских комплектующих на 99%. Сегодня специалисты планируют создать поезда, которые смогут работать на двух видах тока — постоянном и переменном.
Развитие технологии в области железнодорожного строительства может привести и к тому, что из Москвы в Питер можно будет добраться всего за 2 часа. Так, к 2027 году планируется завершить строительство высокоскоростной магистрали Петербург — Москва. Как сообщают сотрудники РЖД, на данный момент эскизный проект высокоскоростного поезда полностью завершён. По оценкам специалистов, новый поезд сможет разогнаться до 350-400 км/час. Протяжённость трассы будет насчитывает 679 километров. История развития железных дорог в России еще не закончена.
Такой путь развития прошли российские железные дороги. На сегодняшний день железнодорожный транспорт в России является одним из самых прогрессивных в мире.
Автор: Виктория Комарова